Лирический герой Артюра Рембо

Артюр Рембо — очень необычный человек и поэт. Крайне эмоциональный, вспыльчивый, бесшабашный, дерзкий нарушитель всяческих норм и законов, природный бунтарь, способный на любой, шокирующий, кощунственный поступок. Лютой ненавистью ненавидел мещан. Больше всего любил бродяжничать без копейки денег, свободно разгуливать по свету.

Свобода — его главный принцип существования. Все свои лучшие стихи Рембо написал в возрасте 15, 16 лет, в 1870 и 1871 году. Будучи максималистом, он поставил перед собой максимальную цель — превратить поэзию в

инструмент высшей формы познания — ясновидения. Ясновидение — это непосредственное, интуитивное, сверхлогическое познание всех тайн бытия, максимальное расширение сознания.

Прежде всего поэт должен познать человека и человечество, а для этого ему необходимо вместить в свою душу все возможные человеческие мысли, эмоции, состояния. Отрывок из письма Рембо: «Поэт становится ясновидцем в результате долгого и строго обдуманного расстройства всех своих чувств. Он старается испытать на себе самом все виды любви, страдания, сумасшествия, он вбирает в себя все яды и оставляет себе их квинтэссенцию.

Это непередаваемая

мука, перенести которую можно лишь при высочайшем напряжении всей веры и с нечеловеческими усилиями, мука, делающая его страдальцем из страдальцев, преступником из преступников, отверженным из отверженных, но, вместе с тем, и мудрецом из мудрецов. Он ведь познает неведомое, и, если бы даже, сойдя с ума, он в конце концов утратил понимание своих видений, ему все-таки удалось созерцать их воочию! Пускай в этом безумном полете погибнет он под бременем неслыханного и неизреченного: на смену ему придут другие упорные труженики; они начнут уже с того места, где он бессильно поник!» Рембо стремился вызывать состояние ясновидения искусственно — долгой бессонницей, физической болью, алкоголем, наркотиками. В таком состоянии им написаны два цикла стихотворений в прозе «Прозрения» и «Пора в аду» .

На деле это отрывки, клочки неких непонятных, малосвязанных друг с другом мыслей, чувств, картин, образов — вне всякой логики. В общем ничего хорошего.

В 1873 году происходит непонятное, небывалое в истории мировой литературы событие. 19-летний Рембо, необычайно талантливый, почти гениальный поэт, разочаровался в поэзии как таковой и навсегда ее бросил. Никаких тайн ему ясновидение не открыло, его поэзия никому не понятна и не нужна, кроме кучки таких же сумасшедших, как и он сам.

С этого времени Рембо не написал ни одной поэтической строчки. Он отправился в путешествие по экзотическим странам Азии и Африки, был он наемным солдатом, торговцем, просто путешественником. Умер в 37 лет, от гангрены — заражения крови, ему отрезали ногу, но это не помогло.

Итак, лучшие стихи Рембо написал в 15, 16 лет. Основные особенности поэзии Рембо. 1. Он развивает традиции Бодлера.

Вводит все новые, неприличные, прозаичные темы в поэзию. Если Бодлер поэтизировал зло, безобразие, смерть, то Рембо поэтизировал просто мелкие, бытовые неприличные вещи. Для него нет запретных тем. Например, стихотворение «Вечерняя молитва» описывает, как лирический герой пьет в кабачке пиво и заканчивается оно так:

Встаю из-за стола, я чувствую позыв… Спокойный, как творец и кедров, и иссопов, Пускаю ввысь струю, искусно окропив Янтарной жидкостью семью гелиотропов.

Очень яркие, красочные, смелые метафоры и другие средства выразительности, иногда доходящие до разрушения логики. 3. Смелый, свежий взгляд на жизнь. Одно из лучших стихотворений Рембо «Искательницы вшей», у мальчика две его старшие сестры ищут в волосах вшей и погружают его в необычное, полусонное, блаженное состояние. Также хорошие стихи «Офелия» и «Уснувший в ложбине».

Самое известное стихотворение Рембо «Пьяный корабль», описывающее необыкновенное путешествие на неуправляемом корабле.

Море грозно рычало, качало и мчало, Как ребенка, всю зиму трепал меня шторм. И сменялись полуострова без причала, Утверждал свою волю соленый простор. В благодетельной буре теряя рассудок, То как пробка скача, то танцуя волчком, Я гулял по погостам морским десять суток, Ни с каким фонарем маяка не знаком. Я дышал кислотою и сладостью сидра. Сквозь гнилую обшивку сочилась волна.

Якорь сорван был, руль переломан и выдран, Смыты с палубы синие пятна вина.

Так я плыл наугад, погруженный во время, Упивался его многозвездной игрой, В этой однообразной и грозной поэме, Где ныряет утопленник, праздный герой; Я запомнил свеченье течений глубинных, Пляску молний, сплетенную как решето, Вечера — восхитительней стай голубиных, И такое, чего не запомнил никто.

Я узнал, как в отливах таинственной меди Меркнет день и расплавленный запад лилов, Как подобно развязкам античных трагедий Потрясает раскат океанских валов. Снилось мне в снегопадах, лишающих зренья, Будто море меня целовало в глаза. Фосфорической пены цвело озаренье, Животворная, вечная та бирюза.

Сто раз крученый-верченый насмерть в мальстреме. Захлебнувшийся в свадебных плясках морей, Я, прядильщик туманов, бредущий сквозь время, О Европе тоскую, о древней моей. Помню звездные архипелаги, но снится Мне причал, где неистовый мечется дождь.

Не оттуда ли изгнана птиц вереница, Золотая денница, Грядущая Мощь?

Слишком долго я плакал! Как юность горька мне, Как луна беспощадна, как солнце черно! Пусть мой киль разобьет о подводные камни, Захлебнуться бы, лечь на песчаное дно. Ну, а если Европа, то пусть она будет, Как озябшая лужа, грязна и мелка,

Пусть на корточках грустный мальчишка закрутит Свой бумажный кораблик с крылом мотылька. Надоела мне зыбь этой медленной влаги, Паруса караванов, бездомные дни, Надоели торговые чванные флаги И на каторжных страшных понтонах огни!

Знаменито стихотворение «Гласные», где раскрыты ассоциативные связи между гласными звуками и цветами. Были и другие неплохие символисты или близкие к символизму поэты: Лотреамон, Стефан Малларме, Шарль Кро, Тристан Корбьер, Анри де Ренье и др.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Лирический герой Артюра Рембо