Лирический герой поэзии С. А» Есенина

Полтора десятилетия, которые творил С. Есенин, были одной из самых сложных и непредсказуемых эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, а особенно сильно — на судьбах гениев, наделенных сверхвосприимчивостью. Вместе с изменением окружающей обстановки менялось и мировоззрение Есенина.

Все это находило отражение в лирике поэта, а значит, влияло на образ лирического героя, прошедшего сложный путь эволюции.

Молодой Есенин исповедовал христианскую мораль, но Христос для него

не Бог, а прежде всего идеальный человек. Иисуса, как и многих святых.* можно встретить идущим вместе с «каликами» и «богомолками» по дорогам святой крестьянской Руси, изображенной в стихах поэта. Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен.

Он странник, «захожий богомолец» , идущий в «скуфье смиренным иноком» . Его святыни — в самой русской земле «Я молюсь на алы зори, / Причащаюсь у ручья» ; его храм создан русской природой: «За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез» ; одно из основных его чувств — это любовь к родине: Но не любить тебя, не верить / Я научиться не йогу.

Уже в эти годы Есенин пишет: Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. («Край любимый! Сердцу снятся. «>

В осознании бренности всего сущего также проявляется гармоничность лирического героя, который совершенно примирен с естественным циклом жизни.

Но в 1915 году в. этот спокойный мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в боге,

Не зови любить и жить…

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Эта тема развивается в ранней лирике и на протяжении всего творчества Есенина.

Единственный период открытого противостояния лирического героя Богу пришелся на время революции 1917 года. В 1918 год) Есенин пишет цикл из десяти небольших поэм. В самой известной из них, «Инонии», лирический герой провозглашает себя пророком и описывает «иную страну», «где живет божество живых» Он восклицает, отрекаясь от христианства: «Тело, Христово тело, Выплевываю изо рта». Но вскоре Есенин, а вместе с ним и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом Луна принимает непосредственное участие в судьбе героя:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит мысль о том, что крестьянская культура безропотно умирает, Россия-храм гибнет. Лирический герой осознает неизбежность происходящего на Родине. Так же закономерен и естествен путь от юности к «увяданию».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» развивается мысль о бренности жизни «…Все пройдет*,как с белых яблонь дым»; лирический герой примирен с существующим порядком и благодарен за то, «что пришлось процвесть и умереть». Огромное эмоциональное напряжение этого стихотворения достигается путем использования обращений, лексических повторов, инверсий, вопросов, неповторимой цветописи. Неожиданные яркие образы стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве Есенина.

Горечь по поводу исчезновения Руси крестьянской приводит поэта к трагическому ощущению своего одиночества,’ ненужности в новой жизни. Свою нежную, ранимую душу лирический герой прячет под маской эпатажа. Ярче всего двойственность героя, обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром отразились в цикле «Москва кабацкая».

В «Исповеди хулигана» за напускной бравадой угадывается верность истинным ценностям персонажа, созданного лириком.

Единственный путь достижения гармонии — это чистая любовь и воспоминания о родном селе и мире материнской заботы, противопоставленном греховной жизни в городе. Иногда ближе всех людей лирическому герою становятся животные: ,

Средь людей я дружбы не имею…

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Собаке Качалова», где поэт поверяет свои самые сокровенные думы именно Джиму, а не его хозяину или гостям.

Активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис автор предпринимает во время создания цикла «Персидские мотивы». Лирический герой стремится обрести-душевный покой в любви к прекрасной персиянке. Ему удается на время забыть о своем одиночестве, например, в таком стихотворении, как «Ты сказала, что Саади…» и друших, которые сосредоточены исключительно на «милой Шагаю». Но большинство произведений проникнуто ностальгией.

В «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» автор не может не думать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама Шагаю не в состоянии затмить северную девушку.

Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В «Руси советской» лирический герой восклицает: «…В своей стране я словно иностранец». Ему близка

Только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: «клены морщатся» при рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать «всю душу октябрю и маю» за свободу творчества. Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым «я», закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме «Черный человек» 1925 года.

До этой победы Есенин предпринял попытку принять новую систему ценностей. В стихотворении «Письмо к женщине» он провозглашает «хвалу и славу рулевому», возможно, имея в виду Ленина. В произведении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой «через каменное и стальное» видит «мощь… родной стороны». Он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком из «Сорокоуста», но замечает — «Может, в новую жизнь не гожусь…» Наконец, в стихотворении «Спит ковыль.

Равнина дорогая…» автор ясно говорит устами лирического героя, что он остался поэтом «золотой бревенчатой избы».

Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет.

Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с «сиреневой цветью». Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава..

Особой вехой в развитии лирического героя Есенина стало создание поэмы «Анна Онегина» .

Сергей — это одновременно и главный и лирический герой, и автор, и рассказчик. Но многие оценки происходящего, переживания, реакции на те или иные события могли принадлежать самому поэту Это произведение очень оптимистично: Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять. Средство спасения от всех невзгод — чистое чувство юношеской любви, пронесенное через всю жизнь.

Доля оптимизма присутствует и в самом последнем стихотворении Есенина. Лирический герой верит, что жизнь души не заканчивается со смертью тела:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди, —

Написал он в прощальном послании другу…




Лирический герой поэзии С. А» Есенина