Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Он вошел в русскую поэзию как сторонник этого течения, но он же и разрушил его реалистическим звучанием своей поэзии. Блок по праву считается крупнейшим поэтом в России XX века. Его наследие разнообразно: это и стихи, и поэмы, и критические статьи, и литературоведческие исследования.

Однако больше всего трогает сердца людей его поэзия. Поэтические образы, созданные Блоком, занимают особое место. Это и образ Прекрасной Дамы, и образ Божественного мира, но

наиболее отчетливо своеобразие блоковской поэзии проявилось в образе лирического героя.

Лирический герой — это представитель автора в стихотворении. У Блока уже в ранних стихах лирический герой очень близок к автору, порой он даже совпадает с ним. Так, в цикле стихов о Прекрасной Даме, кроме самой героини, мы видим образ влюбленного юноши, поэта.

За ним угадывается сам Блок, который был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь великого русского ученого-химика. Раскрытию и постижению этого первого романтического чувства и посвящен весь цикл. В нем есть указания и описания реальных событий, случавшихся

с влюбленным поэтом и его возлюбленной. Блок даже весь цикл посвятил Л. Менделеевой.

Здесь описаны мир влюбленного, его переживания и страдания, но это не единственная линия в цикле. Влюбленный лирический герой — это рыцарь, видящий смысл жизни в служении Прекрасной Даме, а Прекрасная Дама — это идеал красоты, женственности и любви. Прекрасная Дама — это божество, у нее нет ничего общего с земным миром.

Неслучайно, что их первая встреча происходит в храме. Юный Блок находился под впечатлением мистической философии

В. Соловьева и ждал прихода его Вечной Женственности. Таким идеалом и стала для него Любовь Менделеева. Лирический герой раннего творчества Блока — это юноша-романтик, который признает любовь высшей ценностью жизни.

Ради нее он готов на все.

Однако Блок не остается глухим к окружению. Современность врывается в его романтический мир. Он слышит тревожный гул событий, он предчувствует, что скоро весь его мир погибнет.

Именно поэтому Дама и покидает его — она не может оставаться в этом страшном и грязном мире.

Поэт очень тоскует, зовет ее, просит остаться, но Красота, которую олицетворяет Прекрасная Дама, уходит безвозвратно:

Ты в поля отошла без возврата, Да святится Имя твое.

Теперь А. Блок пишет стихи только об этом — о том, что идеалы и мечты несовместимы с жизнью. Теперь его интересует то, что происходит вокруг, как живут простые люди. Неслучайно, что поэт-символист обращается к социальным проблемам, к назревающим революционным переменам. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». В нем сплетаются реальный конфликт и его символическое осмысление, а также осознание Блоком своего места в мире.

Это стихотворение драматично, потому что Блок понимает, что ему не спрятаться от бед этого мира. В стихотворении присутствуют три главных образа: собравшихся у ворот людей, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, который говорит: «Я вижу все с моей вершины…» На вершине находится и сам поэт, который отдален от людей своими мистическими и романтическими мечтаниями, но он уже видит, что творится внизу. Это значит, что лирический герой не отворачивается от чужих страданий, наоборот, он идет к людям со своей вершины.

Можно сказать, что Блок с вершины символизма шел к реализму.

Во всех стихотворениях Блока виден его тонкий психологизм в раскрытии человеческих чувств и эмоций, он точно передает смену состояний лирического героя. В дальнейшем творчестве поэта лирический герой все больше сливается с ним. Его стихи становятся выражением его души, в них есть интимность тона. Однако полностью ставить знак равенства между лирическим героем поэзии Блока и им самим нельзя.

Блок во многом вкладывал в героя свои мысли и переживания, но здесь также присутствуют типичные черты всех молодых людей того времени. Более того, читая стихи Блока сейчас, в XXI веке, мы поражаемся, насколько их чувства и переживания схожи с нашими. Это говорит о том, что Блок писал не только о себе, но и обо всех людях.

В этом видно общечеловеческое звучание поэзии Блока.

Лирический герой взрослел вместе с Блоком. В зрелом творчестве уже нет романтизма, напора и ожидания счастья. Теперь герой Блока — разочарованный, опустошенный жизнью человек.

Мне хотелось бы разобрать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе». Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине. Это стихотворение автобиографично: оно написано после того, как от Блока ушла его жена-Л.

Д. Блок. Прежде всего здесь становится видна тесная связь лирического героя и самого поэта. Блок передает чувства печали, безысходности, разочарованности, показывает муки сердца и трагическую любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Его герой уже знает, что мечты не сбываются, что любовь приносит только душевную боль. Но он никого не винит, потому что знает, что таков закон жизни.

Лирический герой Блока меняется, отражая эволюцию самого поэта. Этот образ несет в себе два смысла: конкретный, индивидуальный, и общечеловеческий, символический. Эти два смысла равноправны в творчестве поэта.

Сущность лирического героя Блока в том, что он соединяет в себе реальное и идеальное, человеческое и мировое. При помощи лирического героя мы можем понять внутренний мир поэта во всей его сложности и полноте.

Блок оставил нам замечательное поэтическое наследство. И пусть прошло много лет после его смерти, но его стихи близки и дороги нам, людям XXI века, потому, что поэт обладал удивительным даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных душевных переживаний.




Лирический герой в поэзии А. А. Блока