Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова
Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь.» Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов — это целая эпоха в русской литературе. Более того, русская культура и общественная жизнь второй половины XIX века не могут быть поняты без его творчества. «Не принижая ни на минуту, — писал А. В. Луначарский, — ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Тютчева, Фета и других, мы всегда говорим: нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем
Источником поэзии Некрасова была сама жизнь. А в жизни противоборствуют добро и зло, переплетаются героическое, возвышенное и будничное, обыденное, поэтическое и прозаичное. Все это определяет характер лирического героя, проблему его нравственного
В нем утверждается социальная значимость поэзии, ее активное участие в жизни, определяется роль поэта-гражданина, общественного деятеля: Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Сила этого произведения заключается, с одной стороны, в высоких идеях, мыслях и чувствах гражданина — патриота, борца, с другой стороны — в раскрытии пагубности для человека, гражданина и поэта отступления от долга, от служения родине, народу.
В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, свойственный его современникам. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть», — писал Некрасов. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. В стихотворении «Элегия» поэт передает самое задушевное, глубоко личное сочувствие народу в его горькой доле, сердечное успокоение поэту может дать только сознание того, что он служит народу. Здесь он ищет ответа на «тайные вопросы», которые кипят в его уме: сноснее ли стала крестьянская страда, внесла ли свобода «перемену в народные судьбы, в напевы сельских дев»?
Эти риторические вопросы свидетельствуют о глубоком знании поэтом жизни народа. Как истинный патриот, он, прекрасно зная жизнь крестьянства, видел в народе подлинную силу и верил в его способность обновить Россию: Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Вечным примером служения Отчизне были и будут такие борцы, как Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко, В. Г. Белинский. Эти люди полны «гнева и печали», готовы «умереть за других», они, как истинные светочи жизни, способны любить Родину, как невесту, нести Отчизне «светлый рай». Идеалом человека новой эпохи стал для Некрасова Добролюбов.
В его облике поэт прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию: Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять, Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Некрасов восхищается его духовной чистотой, революционным патриотизмом, верой в высокий идеал. Все это сочетается в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью: Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало! Поэт вырос в крепостной деревне, где «что-то всех давило, здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло». С болью вспоминает он о своей матери с ее «гордой, упорной и прекрасной душой», которая была «навеки отдана угрюмому невежде… и жребий свой несла в молчании рабы».
Это о ней писал поэт: С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, — грудью своей Защищая любимых детей. Лирика Н. А. Некрасова — это лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность.
Центральное место в ней занимает народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. До конца своих дней Некрасов был уверен в том, что «только тот себя переживет», Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата человека… Наверное, поэтому, когда Ф. М. Достоевский на похоронах Н. А. Некрасова сказал, что поэт «должен прямо встать вслед за Пушкиным и Лермонтовым», молодые голоса выкрикнули из толпы: «Выше!»
О подвиге декабристок я узнала на уроке литературы, когда учительница рассказывала нам о поэме Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины». Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу. Прощаясь с отцом, княгиня Трубецкая объясняет свой отъезд: О, видит Бог!… Но долг другой, И выше и трудней, Меня зовет…
Прости, родной! Напрасных слез не лей! Далек мой путь, тяжел мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь… Гордись — я дочь твоя!
Скорее всего, эти женщины говорили проще и скорбнее, но поэту хотелось возвеличить их подвиг, он едва ли не выше подвига их мужей. Декабристов осудили и насильно увезли в Сибирь, а их жены ехали туда добровольно. А это страшнее.
Ямщик столицу миновал… Дале к княгине путь лежал… Но труден путь! В двадцатый день Едва приехали в Тюмень…
Не каждый мужчина выдерживал такой путь, а как им удалось преодолеть? Вера и любовь вела их вперед. Уже два месяца почти Бессменно день и ночь в пути. Гордость и непреклонная воля Екатерины Трубецкой покорили старого генерала — губернатора Иркутска.
Я вас старался напугать. Не испугались вы! И хоть бы мне не удержать На плечах головы, Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу… Эй! Запрягать, сейчас скорей! Их подвиг остался в памяти потомков, его не повторить теперь.
Но о нем надо помнить и гордиться им.
Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова