ЛИРИКА А. БЛОКА

Александр Блок — одна из ярчайший фигур русской литературы начала XX столетие. Его поэзия от сборника до сборника отбивает не только развитие его таланта, а и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихов поэтическим дневником, «романом в стихах», главная тема которого — «история вочеловеченья».

Блок ощущал себя потомком огромного культурного наследства и, как никто другой, отвечал за ее судьбу, так как сознавал, что его родину ждут страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял

личное и общественное. В первом сборнике «Стихи в Прекрасной Даме» возникают ведущие образа и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеальный, она олицетворяет «вечную женственность».

Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.

Мы встречались с тобой на запалах. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Ни тоски, ни любви, ни обмана.

Все померкло,

прошло, отошло… Очертания белого стана. И твое золотое весло.

Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу, но для него это важный шаг на пути «очеловечивания». Неслучайно следующий сборник его произведений имел название «Распутья». Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничному высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее.

Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из труднейших в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока — жена, с которой навеки связанная его жизнь.

О, Русь моя! Жена моя! К боли Нам ясень долгий путь!

Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX столетие не могли не вызвать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховности «пьяниц с глазами кроликов». Он определенный, что Россия имеет свой исторический путь, на котором «невозможное возможно». Еще один ведущий символ Блока — дорога.

Это символ побежалости.

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… И невозможное возможно, Дорога долгая легкая, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

В этом стихи очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стиха вызывает ассоциацию с известным образом «тройки» из поэмы Гоголя «Мертвые души». С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов — символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и Поэта, Россия для него, как «слезы первые любви».

Он знает, что ее ждут страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: «Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты». Символические образа Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизням, между идеальным, космическим и реальным, земным.




ЛИРИКА А. БЛОКА