ЛИРИКА ПЕТРАРКИ
Как удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной самая по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос в историю и составлял эпоху. А людям, малым или большим, свойственно в чем-то ошибаться, в чем-то убеждаться. Только так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся большие дела.
Наверное, по-иному не бывает. Ведь мир гармонии одновременно есть и светом противоречий. И этот мир накладывает свой отпечаток на человека, тем не менее каждое столетие имеет своих гениев, иногда их имена остаются в забвении, а
Таким есть имя Франческо Петрарки, который считается первым писателем эпохи Возрождения.
Подпочвам этой выдающейся эпохи постоянное творчество Данте. А поскольку Петрарка освещал общие исторические противоречия, которые характеризовали средневековую Италию в целом, то именно это и определило его ведущую роль в формировании новой, национальной культуры итальянского Возрождения. Я думаю, что роль Петрарки определяется еще и тем, что он стал первым большим ученым-гуманистом, и именно поэтому утвердил как первый большой лирик итальянского Возрождения.
Парадоксально, но самое принятие духовного сана. Ведь этот факт разрешил ему входить в разные общественные круги и видеть жизнь разных слоев. Вскоре к нему пришла слава лучшего лирика современности. Духовный сан не помешал Франческо полюбить женщину, которую в апреле тысяча триста двадцать седьмого года он встретил в церкви святой Клары.
Кто она? Об этом, наверное, мы некогда не узнаем. Но она существовала, и Петрарка действительно любил ее. Даже после смерти Лауры эта любовь не покинула поэта:
Лет трижды семь должен был гореть я, Амуров раб, ликуя на костре. Она ушла,- я дух вознес горе. Продлится ль плач за грань десятилетья?
Что помогло Петрарке создавать свои шедевры, преисполненные искренности и простоты? Возможно, влияние античной литературы, которая прославляла все положительные человеческие качества. А может, такой была его характер — уважать дружбу, сохранять верность любви. И что важнейшее, он некогда не терял друзей.
А это уже больше чем характер, это — божий дар. Во многих семьях он был не просто капелланом, он был другом. Об этом свидетельствует переписка поэта. Но в тот же время Петрарка уважал и часа одинокости. Одинокость была его естественном залогом, возможностью ощутить внутреннюю свободу.
А свобода была для него еще и возможностью свободно относиться к миру.
Даже в первом своем стихе он на первый план ставит искренность человеческих чувств. Но наиболее полно раскрываются человеческие чувства в произведениях «Книги песен». Это своеобразная поэтическая исповедь зрелого человека. Тема «Книги песен» — юношеская любовь, высокая, чистое, но боязливое и неразделенное. Автор надеется на понимание читателя, надеется вызвать сочувствие.
Автор и герой в «Книге песен» объединены слияниям лирического «я», хотя между ними существует определенное расстояние. Для восприятия «Книги песен» это расстояние необходимое, ведь Петрарка упоминает бывшая любовь. «Книга песен» — это книга воспоминаний, датированных самым автором, поэтому произведения и пронизаны легкой грустью: «Меня Любовь маяла двадцать лет, но я был бодр в огне и весел в боли; когда же ушла мадонна из юдоли — десятый ч душа покоя нет». Но ни Лаура, ни любовь Петрарки не знают развития. Время двигается мимо них, и любовь не имеет истории.
Образ Лауры есть новаторским в литературе того времени, ведь автор изобразил живу реальную женщину. И основным в освещении ее образа не стали бытовые детали, так как Лаура раскрывается через внутренний мир поэта, через восприятие им окружающей действительности.
Родник журчит, звенит листвою ветка, Я слышу голос госпожи моей, И ей лесная подражает птица.
Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки достигается еще и близостью к народным средневековым песням. Используя их язык, сравнение, метафоры, Петрарка воссоздал образ новых взаимоотношений человека и окружающего, земного мира, человека и природы.
Благословенный день, месяц, лета, время И миг, когда мой взор то очи встретил! Благословенный тот край и долл тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз. Уж хмурый воздух с въедливым туманом, Клубящийся под набежавшим ветром, Вот-Вот готовь заморосить дождем, Уже кругом кристаллом стали реки, И вместо злаков, покрывавших долы, Куда ни глянь — лишь изморозь да лед.
В произведениях Петрарки полностью отсутствующий средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека. «Книга песен» — первая в истории европейской поэзии сборник, где обусловлено внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, преисполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового человека Возрождения.
ЛИРИКА ПЕТРАРКИ