Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв
Трубадуры — пров. поэты и певцы. trobar = «находить» , на провансальском языке. Первым трубадуром был — Гильем Аквитанский, и Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнель, Бертран де Борн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль.
2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас
3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:
— дама прекрасна, совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств
— дама:
— «я» лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.
4. доктрина любви:
— не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание — радость.
— трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте
— любовь к даме — отблеск и предвкушение небесной любви → обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства.
— выдвижение на первый план «земной», хотя и обожествляемой, дамы → стремление закрепить высшие ценности в земном мире → светскость лирики.
— любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений
— «петь» = «любить», любовная песнь замыкалась на самой себе
— fin amors — «тонкая», «совершенная» любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви
5. жанры: :
— канцона жанр куртуазной любовной песни -: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками. Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто — зашифрованного условным именем, «сеньялем».
— сирвента — о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть. Метрика та же.
— прения : 2 трубадура писали одну сирвенту.
— тенсона и джок партит — варианты прений.
— пасторели — диалогический жанра, героиня всегда пастушка.
— альба — песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете
6. Персонажи:
— дама — воплощение куртуазного идеала.
— влюбленный трубадур, lauzengiere.
— муж дамы — носитель некуртуазных качеств.
— Lauzengiere — олицетворение антикуртуазных чувст и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.
Бертран де Вентадорн — мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню.
Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени — но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка.
О Джауфре Рюделе — певец «дальней любви». Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская.
Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.
Арнаут Даниель — слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.
Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся «темный стиль», т. е. большое количество метафор, недосказанностей и т. д., так, чтобы тебя понимали избранные.
Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв