Лирика современной России в поэзии Маяковского

Маяковский вошел в сознание миллионов читателей как певец социалистической революции. Он приобрел широкую известность как автор замечательных стихов и поэм, сатирических фельетонов и пьес. Поэзия его полна самых разнообразных настроений, красок и оттенков. В ней есть и публицистическая страстность, и вдохновенная патетика, и язвительная ирония, и нежнейшие любовные признания.

Заполняющий ее пафос радостного принятия советской действительности не заслоняет чувств грусти и печали, иногда охватывающих поэта. Но какую бы форму ни принимала

поэтическая мысль Маяковского, главным и определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. По самой сути своего художественного дарования он — лирик.

Лирику, как известно, обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события не получают в лирике прямого и непосредственного изображения.

Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя.

В

полной мере это относится и к большинству произведений Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства, — отношение поэта к самим реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, столь полно и всесторонне, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я». «О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос», где он подводит итоги своей жизни, своей творческой деятельности, отданной революции.

Эти слова, которые можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяковского, удивительно точно передают своеобразие его поэзии, соединяющей эпическую широту с лирической проникновенностью.

Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И прежде всего — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами любви, природы, философских раздумий о жизни стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной многими нитями с большими историческими событиями и процессами XX века. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против апологии упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетического самолюбия и прочих мелодраматических «изысков», существование которых оправдывалось их апологетами правом поэтов на самовыражение.

Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу.

Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось. Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни — и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.

Широта восприятия жизни, исключительная эмоциональная сила чувствований поэта, естественно, не могли вместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения.

Как известно, творческий дебют Маяковского состоялся в 1912 году, когда было напечатано стихотворение «Ночь». Его ранние стихи полны трагических переживаний. Я одинок, как последний глаз, у идущего к слепым человека! — этим горестным признанием завершает он стихотворение 1913 года «Я». Мотив одиночества с той или иной силой звучит и в других его произведениях, написанных позднее, — в «Послушайте!», «Надоело», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа» и др.

А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово? — этот обращенный ко всему миру вопрос, полный боли и неприкаянности, так и остается без ответа. Даже в любви лирический герой Маяковского не может найти спасения.




Лирика современной России в поэзии Маяковского