Лирика современной России в поэзии Маяковского
Маяковский вошел в сознание миллионов читателей как певец социалистической революции. Он приобрел широкую известность как автор замечательных стихов и поэм, сатирических фельетонов и пьес. Поэзия его полна самых разнообразных настроений, красок и оттенков. В ней есть и публицистическая страстность, и вдохновенная патетика, и язвительная ирония, и нежнейшие любовные признания.
Заполняющий ее пафос радостного принятия советской действительности не заслоняет чувств грусти и печали, иногда охватывающих поэта. Но какую бы форму ни принимала
Лирику, как известно, обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события не получают в лирике прямого и непосредственного изображения.
Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя.
В
Эти слова, которые можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяковского, удивительно точно передают своеобразие его поэзии, соединяющей эпическую широту с лирической проникновенностью.
Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И прежде всего — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами любви, природы, философских раздумий о жизни стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной многими нитями с большими историческими событиями и процессами XX века. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против апологии упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетического самолюбия и прочих мелодраматических «изысков», существование которых оправдывалось их апологетами правом поэтов на самовыражение.
Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу.
Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось. Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни — и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.
Широта восприятия жизни, исключительная эмоциональная сила чувствований поэта, естественно, не могли вместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения.
Как известно, творческий дебют Маяковского состоялся в 1912 году, когда было напечатано стихотворение «Ночь». Его ранние стихи полны трагических переживаний. Я одинок, как последний глаз, у идущего к слепым человека! — этим горестным признанием завершает он стихотворение 1913 года «Я». Мотив одиночества с той или иной силой звучит и в других его произведениях, написанных позднее, — в «Послушайте!», «Надоело», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа» и др.
А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово? — этот обращенный ко всему миру вопрос, полный боли и неприкаянности, так и остается без ответа. Даже в любви лирический герой Маяковского не может найти спасения.
Лирика современной России в поэзии Маяковского