Лирика Заболоцкого
Первый сборник стихов Заболоцкого «Столбцы»; вышел в 1929 году. Его автор заявил себя мастером гротескной живописи, виртуозно владеющим стихотворной техникой. Поэт весь свой гнев обрушил на мир наглых и плотоядных обывателей.
Книга вызвала резко негативное отношение официальной критики. В поэме «Торжество земледелия»;, которая была опубликована через четыре года после «Столбцов»;, поэт стремился утвердить мысль о преобразующей силе человеческого разума, обуздывающего слепые силы природы, равно служащие добру и злу. Тема
Заболоцкого 30-х — 40-х годов, «Гроза»; , поэмы «Деревья»;, «Птицы»;, «Облака»;). Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником его созидательной энергии и полноценного существования.
В 50-е годы на передний план в стихотворениях Заболоцкого выходит человек. В цикле стихотворений Н. Заболоцкий славит подвиги исследователей и созидателей. Наряду с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и сердец, человеческих судеб,
Зрелый Заболоцкий — это поэт мысли, прекрасно владеющий точным и зрительным образом, при всей строгости и скупости языка. Неторопливый, очень весомый, важный, даже торжественный тон его стихов свидетельствует о творческом освоении традиций Державина, Тютчева, Пушкина, преломленных с глубокой оригинальностью и самобытностью. Стихи последних лет поэта носят характер бытовых зарисовок и носят дидактический характер, подчеркивая движение автора к стилистической простоте.
Заболоцкий был замечательным мастером художественного перевода. Он приобщил русского читателя к «Витязю в тигровой шкуре»; Шота Руставели, произведениям Ильи Чавчавадзе, Д. Гурамишвили, Г. Орбелиани, современных грузинских поэтов, Леси Украинки, поэтов Германии и Венгрии. Ему принадлежит стихотворное переложение памятника древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве»;.
К теме поэзии и поэтического мастерства Заболоцкий обращался на протяжении всей своей жизни. Стихотворение «Читая стихи»;, посвященное тайнам творческого процесса, таинству рождения слова, было написано Николаем Заболоцким в 1948 году. Оно построено как воображаемый диалог поэта-мастера с молодым начинающим поэтом. Что же вызывает критику Заболоцкого?
Лирический герой называет стихи, подлежащие критике, «бессмыслицей скомканной речи»; и «щебетаньем щегла»;, процесс их творения «забавой»;. Отсутствие живого смысла нельзя компенсировать никакими уловками и выдумками:
Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Так поэт противопоставляет свое понимание роли русского слова как основы поэтического образа нелепым выдумкам авторов, пытающихся превратить «русское слово»; в «щебетанье щегла»;. Настоящей поэзии чужды изощренность, выдумка, бессмыслица. Он должен жить «жизнью настоящей»;, откликаться на все впечатления бытия:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Философско-эстетическую проблему о сущности красоты поэт с большой силой художественной убедительности и психологическим мастерством решает в своеобразных поэтических зарисовках из окружающей жизни: «О красоте человеческих лиц»;, «Старая актриса»;, «Некрасивая девочка»;. Красота, величие, бессмертие природы — это то настоящее, что заслуживает восхищения и даже поклонения. Ко всему, что его окружает, Заболоцкий применяет высокую меру истинности.
Он не верит первым обманчивым впечатлениям, напряженно вглядывается в души людей. Ставшее знаменитым стихотворение «О красоте человеческих лиц»; основано на уподоблении лица архитектурному сооружению. Как и здания, лица бывают пышными и скромными, распахнутыми и закрытыми:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Композиционно стихотворение «О красоте человеческих лиц»; делится на две части, которые противопоставлены друг другу. Так в лицах, подобных «пышным порталам»;, выражаются душевные свойства людей, склонных переоценивать свою собственную значимость. Лица, подобные «жалким лачугам»;, также неприятны поэту, потому что в них он не находит красоты; угнетенные бедностью и унижениями, эти люди заботятся только о хлебе насущном.
Душевная пустота, угрюмость и жуткое дыхание смерти исходит от лиц, похожих на башни, в которых никто не живет. В лицах, запечат-
Ленных в первой части стихотворения, внешняя монументальность и значительность прикрывают бедность внутреннего мира их владельцев.
Вторая часть во всем противопоставлена первой. В ней поэт выражает свое представление о красоте. Центральный образ второй части — лицо-хижина.
Она «неказиста»; и «небогата»;. Однако из ее окошка струится дыхание весеннего дня»;, что придает настроению текста свежесть, бодрость, ощущение молодости.
Истинная красота поэту видится в проявлениях «движениях души»;, в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств:
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Самые красивые лица, по мнению автора, — «подобья ликующих песен»;. Души, похожие на песни, — признак красоты внутреннего мира. Эта же мысль ярко звучит в стихотворении «Некрасивая девочка»;. Веселая, лишенная чувства зависти, умеющая радоваться жизни, некрасивая девочка по-настоящему прекрасна:
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
«… «Что есть красота?»; — вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении «Некрасивая девочка»; и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший — с самого начала — в построение художественного мира… Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощенной природы, красота любви, красота искусства… В русской послереволюционной поэзии XX века мало кто с такой настойчивостью и страстью «докапывался»; до ответа искал его в жанре портрета, возлагал на него такие надежды, как Заболоцкий»; .
«Заболоцкий подробно объяснил смысл портрета некрасивой девочки. Объяснил и свое волнение, и тревоги, и надежды, и полную свою веру в «чистый этот пламень»; души… Заболоцкий попытался помочь нам оценить «грацию души»; некрасивой девочки.
Сколь глубоко мы прониклись его мыслью и сочувствием, зависит не только от силы его художественного слова, но и от нашего нравственного склада. От того, насколько мы готовы принять его мысль и проявить сочувствие»; .
Стихотворение «Гроза идет»; было написано в последние годы жизни Заболоцкого, в 1957 году. Лирический герой ощущает себя частицей вселенной. Поэт с особой настойчивостью стремится воплотить гармоническое единство природы и человека.
В феврале 1958 года в письме Л. К. Чуковской Николай Заболоцкий писал: «Человек и природа — это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей… Как могу я, человек, покорить природу, если я сам есть не что иное, как ее разум, ее мысль»;. Эта мысль пронизывает все стихотворение «Гроза идет»;. Если раньше залогом бессмертия было вечное обновление природы, то теперь человек обретает вечность, растворившись в этой природе:
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый холод И любовь, и песни до конца!
В стихотворении «Завещание»; Заболоцкий говорит о том, что после смерти возродится в «дыхании цветов»;, «больших листах»; многовекового дуба, полете птицы, каплях дождя. Жизнь вечна, а смерть мнима, и сознание этого наполняет душу спокойной радостью.
Лирика Заболоцкого