В книгах Пришвина много лирико-философских отступлений, созданных то в русле сказочного повествования, то в форме притчи. Так, например, в «Корабельной чаще» больше половины текста занимают авторские размышления, раскрывающие основное идейно-нравственное содержание произведений.
Герои олицетворяют какую-либо одну национальную черту, воплощая устойчивый склад народного мышления и чувствования. Психологических подробностей, диалектики души, спроецированной на широкий общественно-исторический фон, как у Леонова, здесь нет. Зато воссоздаются сложные и разветвленные связи русского человека XX в. с родной природой.
В «Осударевой дороге» и «Корабельной чаще» мерно шумят величественные леса, несут свои воды бесчисленные реки и ручейки, а в озера, как в очи самой планеты, глядятся вековые деревья. И на этом богатырском фоне, передающем былинные времена, развертывается реально-сказочное повествование о жизни простых русских людей.
Постепенно, с помощью лирико-философских отступлений и символических иносказаний обнажается второй, глубинный пласт произведений. Так, роман о строителях, ведущих водную артерию старинным петровским волоком, или повесть-сказка о неунывающем солдате Василии Веселкине и его ребятишках вырастают в книги этико-философских откровений, ибо героям их открывается истинный смысл жизни. Человек — благодарный созерцатель просторов родного края, каким по преимуществу выступал лирический герой дореволюционной прозы Пришвина, предстает в романах и повестях советской эпохи как преобразователь природы. Но, как верно заметила критика, и герой-победитель выступает в книгах Пришвина, сохраняя «чувство неразрывного родства с природой». Милосердное отношение к природе — лейтмотив всех книг Пришвина последних десятилетий его жизни.
В них писатель утверждает мысль о высшем назначении свободного человека.
Произведения Пришвина при всей их смысловой многозначности, художественной обобщенности близки по духу сказке, притче, басне. Разумеется, было бы упрощением сводить сюжетно-композиционные принципы крупных произведений писателя к жанру народной сказки. Тут все глубже и оригинальнее, поскольку элемент небывалого окрашен в цвета социально-этической утопии.
Однако и здесь социальные мотивы осмыслены с позиций народных представлений о добре и зле.
Дайджест:
- Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и философскую глубину придают в романе лирические отступления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические и лирические Тематика отступлений. Среди всего многообразия четко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: 1) мысли автора о ... Читать далее...
- Авторские отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Н. В. Гоголь — великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключается в том, что он одним из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины» и это ярко отразилось в поэме «Мертвые д у ш и ... Читать далее...
- Роль лирического отступления по поэме Мертвые душиВ поэме «Мертвые души» очень важное значение имеют лирические отступления. В них Н. В. Гоголь касается актуальных вопросов российского общества и противопоставляет мысли о назначении человека унылому описанию жизни. Например, в лирическом отступлении первой главы, посвященном рассуждению о толстых и тонких, автор иронично намекает на процветающее в России взяточничество: «…у толстого спокойно, глядь — и ... Читать далее...
- Философские проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир»«Война и мир» была написана в 60-е года XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Лев Николаевич всегда был против революции, он надеялся путем просвещения, реформ, конституций ... Читать далее...
- Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике АхматовойАнна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово «поэт». Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта. Лирика Анны Ахматовой начального периода — это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов ... Читать далее...
- Сочинение: Русь в романе «Мертвые души». Лирические отступления в поэмеЭпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами — души живые». Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в «своих» главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления — неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над «Мертвыми душами» ... Читать далее...
- Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времениВ «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина. Герой тонко чувствует и понимает природу, однако он — человек «цивилизации» и явно противопоставлен «естественным» горцам — Азамату, Бэле, ... Читать далее...
- Поэзия лирико-эпических романсовИменно по образцу так называемых «старых романсов» на эпические темы, возникших в XIV — XV вв. из разложившихся эпических поэм или параллельно с ними, теперь стали возникать свободные подражания им на те же самые или на совсем другие сюжеты. Эти новые романсы либо слагались в народе, либо сочинялись учеными поэтами, которые вдохновлялись народным творчеством. В ... Читать далее...
- Известнейшие философские повести ВольтераВ XVIII столетии в странах Западной Европы возникает новое идейное движение, которое вошло в историю под названием Просветительства. В мировоззренческой системе этого движения через культ ума была воскрешена идея гуманистов Ренессанса об «естественном человеке», воспитанном по законам природы, не испорченным цивилизацией, освобожденном от влияния ортодоксальной церкви и государства. Путем к возвеличиванию «естественного человека» должно было ... Читать далее...
- Лирико-мистическая поэма Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений»Вардапет Григор, ученый монах Нарекского монастыря, поэт и мистик, автор толкования библейской «Песни песней», а также гимнографических сочинений и похвальных слов Кресту, Деве Марии и святым, в «Книге скорбных песнопений» смиренно обращается к Богу «…вместе с угнетенными — и с укрепившимися, вместе с оступившимися — и с поднявшимися, вместе с отверженными — и с воспринятыми». ... Читать далее...
- Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. ЗаболоцкогоПоисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого. Гносеологические вопросы бытия в начале 30-х гг. Он осмысливает сквозь призму современной социальной проблематики. Поэтическим кредо Заболоцкого стали культ разума и вера в жизнь. Заболоцкий близок Ф. Тютчеву в осознании глубинных связей между человеком и природой, но в трактовке ... Читать далее...
- Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме «Мертвые души»?А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мертвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую ... Читать далее...
- Философские оды ДержавинаК этой группе произведений Державина принадлежат оды «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта,- закон уничтожения — смерть. Так рождается ода «На смерть ... Читать далее...
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые душиНиколай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы «Мертвые души», сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий ... Читать далее...
- Философские рассуждения автора в романе «Война и Мир»Создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, Толстой развивает мысль о ходе исторического процесса, о роли отдельных личностей и народа в этом процессе. Авторские рассуждения являются комментарием к изображаемому, их цель — разъяснить смысл и значение происходящих исторических событий. Часто Толстой полемизирует с установившимися в истории и в общественном мнении взглядами на тот или ... Читать далее...
- Лирические отступления в романе «Мертвые души» диалог о дисгармонии мираВ одиннадцатой главе романа «Мервые души» автор знакомит нас с биографией героя. Такое необычное построение книги имело свои основания. Сама по себе необычность дела, которым занимается Чичиков, побуждала автора до поры до времени не раскрывать тайну его происхождения. Избранная Гоголем композиционная структура толкала его к тому, чтобы вывести биографию Чичикова за рамки сюжета, ибо прошлое ... Читать далее...
- Образ природы в произведениях Пришвина и ПаустовскогоВ отечественной прозе XX века непревзойденными мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у ... Читать далее...
- Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» — одна из известнейших трагедий великого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет ... Читать далее...
- Философские мотивы лирики А. С. ПушкинаСочинение по русскому языку 9 класс. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин — ... Читать далее...
- Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме «Мертвые души»Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма » Мертвые души «, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Похождения Чичикова, или мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило ... Читать далее...
- Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях БулгаковаСоциально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях М. А. Булгакова 1920-х годов. Наиболее значительные произведения Булгакова всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с повестью «Роковые яйца». При внимательном чтении можно обнаружить символический смысл многих сцен, образов, картин, содержания в целом. Красный луч, открытый Персиковым луч жизни, ... Читать далее...
- На тему: Философские мотивы в творчестве С. А. ЕсенинаИмя Сергея Есенина прочно связано в нашем представлении с характеристикой, данной им самим: «Я — последний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта. В его творчестве размышления над глубокими философскими вопросами переплелись с созерцанием и ... Читать далее...
- Философские мотивы лирики Н. А. ЗаболоцкогоОгромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в нее человека, когда человек возомнил себе, что растительный и ... Читать далее...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по ... Читать далее...
- Цитаты к теме: философские раздумья о жизниЕсли можешь, иди впереди столетия, если не можешь, иди со столетием, но никогда не будь позади столетия. В. Брюсов. У каждого столетия есть свое средневековье. С. Е. Лец. В ранце каждого солдата лежит жезл маршала. Бонапарт. Наибольшая аморальность — это браться за дело, которого не умеешь делать. Наполеон Бонапарт. Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; ... Читать далее...
- Философские идеи в романе «Война и мир»Роман «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности, показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество. Главной темой романа является тема ... Читать далее...
- Философские вопросы в драме «Жизнь есть сон»В пьесе «Жизнь есть сон» внедрены ведущие мировоззренческие и художественные принципы и черты барокко. Прежде всего это неограниченная универсальность, космические масштабы, которыми свободно оперирует Кальдерой. Так, изображая ужасное затемнение Солнца, что было в самый раз в день рождения Сехисмундо, кисть художественного воображения драматурга делает воистину грандиозные мазки, назначая на роль актеров в этом космическом спектакле ... Читать далее...
- Философские вопросы в прозе И. А. БунинаПроизведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» . Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на ... Читать далее...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. ЕсенинаВ своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между ... Читать далее...
- Философские раздумья Г. С. Сковороды о человеческом счастьеНе тот счастливый, кто желает лучшего, А тот, кто удовлетворен тем, чем владеет Г. С. Сковорода. Фигура Григория Савича Сковороды в древней украинской литературе одна из самых выдающихся. Он был философом и творцом человеческих душ, он был путешественником и целовала трава следы его ног, он был певцом и пели человеческие души вместе с его душой, ... Читать далее...
Лирико-философские отступления в литературе