ЛИРИЗМ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ И. О. БУНИНА

Способность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональный залог в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина удивительно лирическая. Это не удивительно, когда речь идет о поэзии. Лирика и возникшая, и существует из нужды раскрыть свой внутренний мир.

Но в прозе по обыкновению внимание сосредоточивают на событиях, розмірковують над ними, и мысль, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувство.

У

читателя возникает впечатление, будто он — немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в нем, эмоциональной оценки.

Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает у лирического героя произведений Бунина не просто переживания красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира.

Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, которое для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс

неизбежно ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, грусть, которые охватывают его героя, — это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философски грусть от текучести времени, от неизбежности старения и умирание всего прекрасного и, вместе из тем, ожидание, что жизнь бессмертная. Бунин создает именно чувственные картины.

Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листвы, а и ощущает запах антоновских яблок. Все это рождает в душе читателя тот же грусть, ту же печаль и те же ожидания, что и у лирического героя.

В Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как замечательный миг, который ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любовь в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Самое название цикла создает поэтический образ, который раскрывается на протяжении всего цикла.

Любовь — это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не подвергается толкованию. Оно может изменить всю жизнь, может его осиять, иногда только в конце жизнь человек понимает, что выпало ей на судьбу настоящая любовь, но она им презрела. Именно так произошло с героем новеллы, которая дала название всему цикла. Новелла начинается описанием осенней дороги, которой едет немолодой, утомленный жизням уважительный мужчина. На одной станции он останавливается, чтобы изменить коней.

В хозяйке заезжего двора он узнает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилась внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: женщина предала ему, не оправдал ожиданий и сын. Надежда, хозяйка заезжего двора, на всю жизнь сохранила верность юношеской любви.

Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верная любви, но некогда не сможет простить измены. Герой только теперь осознал, что за всю жизнь он любил только один раз — ее, Надежду.

Но это осознание приходит весьма поздно, когда ничего исправить нельзя.

Эта новелла за своим строением напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не судилось счастье, которые слишком поздно поняли, что такая настоящую любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель ощущает это поэтическое строение, отображенное даже в описаниях природы, которая будто сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувство, которые, несомненно, переживает и герой: образа на героя за его невозможность достичь любви, грусть, которое не сложилось счастье.

Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особой атмосферы, которая рождает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» именно эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля Мещерськая воспринимается читателями как воплощение юной жажды жизни, любовь, которая делает человека счастливой, дает ощущение той самой «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это мало совместное с реальной жизнью.

После смерти Оли ее классная наставница, которая живое больше мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы ощутить этот «легкое дыхание», которого ей так бракует в жизни.

В поэзии и прозе Бунин проявил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воссоздает в образах эмоции своих героев.




ЛИРИЗМ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ И. О. БУНИНА