Лиризмом и реализм в произведениях Бунина
Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема родного человеку места, тема родины. Как и в «Антоновских яблоках», герой-рассказчик вспоминает о прошлом, он не может забыть то прекрасное, что осталось у него в памяти. Корней рассказывает о тех изменениях, которые произошли.
Во второй главе герой вспоминает рассказы о старике Кологривове. Проезжая по местности, герой любуется природой «И вот опять мы в поле,
За тем герой решает, проезжая Батурино, посетить продающийся дом. «Сад еще до сих пор густ и живописен, и, как на идиллическом пейзаже, стоит за ним серый большой дом под буро, ржавой крышей… Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения! От варка остались только стены, от людской избы — раскрытый остов без окон, и всюду, к самым порогам, подступили лопухи и глухая крапива…
Темно, душно, стены закопчены дымом махорки… окна с радужными от старости стеклами… А я медленно прохожу в большой гулкий зал, где
Перед посещением усадьбы герой обращает внимание на ее владелицу «…я вижу растерянное, старческое лицо, виноватую улыбку голубых кротких глаз…» Несмотря на вид усадьбы Батурина, наверника немало лет проведшая здесь, испытывает огромную боль от того, что у нее могут отнять последнюю частичку своего прошлогшо. Хотя Бунин иногда тщеславился своей «голубой кровью», род их уже разорился, семья обеднела, его детство прошло на хуторе Бутырки под Ельцом, в «подстепье», посреди хлебов. С ранних лет Бунин проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы народа.
Сама его личная жизнь напоминала жизнь трудящегося разночинца с ее вечными нехватками.
В 1892 году Иван Алексеевич Бунин, живший тогда в Полтаве, собрался поехать в Москву, но поездка не состоялась Первые московские впечатления нашли превосходное воплощение в повести «Лика», являющейся частью во многом автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», законченного Буниным уже в 30-е годы. В следующие свои приезды И. А. Бунин познакомился со многими другими литераторами той поры — с В. Я. Брюсовым, А. ПУШКИНА Чеховым, Н. Н. Златовратским, И. А. Эртелем, К. Д. Бальмонтом. «В Москве Бунин и Перцов, записал в дневнике в начале 1900 года Брюсов, с Буниным виделся раза три. Он гораздо глубже, чем кажется. Иные размышления его о человечестве, о древних египтянах, о пошлости всего современного и позоре нашей науки — даже сильны, производят впечатление.
В жизни он, кажется, очень несчастен». Иван Алексеевич Бунин всегда стоял на позициях реализма и был противником модернистских влияний в литературе.
Неподдельным лиризмом и острой наблюдательностью автора проникнуто начало бунинской повести «Митина любовь» : «В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, казалось ему, когда они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость.
Все было мокро, все таяло, с домов капали капели, дворники скавыривали лед с тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду было многолюдно, оживленно. Высокие облака расходились тонким белым дымом, сливаясь с влажно-синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь. Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала простосердечием и близостью…»
И еще одно произведение — и новая встреча с Москвой: рассказ «Чистый понедельник», законченный почти в канун освобождения Парижа от фашистских оккупантов. Это один из лучших рассказов, включенных писателем в сборник новелл «Темные аллеи». Действие «Чистого понедельника» происходит в Москве, в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Перед читателем — Москва тех лет: дом, где жила возлюбленная героя, «против храма Спасителя», с живописным видом из окон на Замоскворечье, ресторан «Метрополь», трактир Егорова в Охотном ряду, «капустник» в Художественном театре с участием Станиславского, Качалова, Москвина.
Героиня рассказывает о посещении ею старообрядческого Рогожского кладбища, кремлевских соборов, о поездке в Новодевичий монастырь на могилу Чехова…
Находясь в эмиграции, Бунин не смог создать произведений, равных по своей силе, например, «Деревне». Тематика его рассказов, написанных во Франции остается прежней: это воспоминания о старой России, произведения, в значительной степени проникнутые ностальгией, унынием, трагизмом. «Мы, писал о Бунине в 1941 году А. Н. Толстой, учимся у него мастерству слова, образности и реализму». Скончался Бунин 8 ноября 1953 года.
Писатель погребен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в пригороде Парижа.
Лиризмом и реализм в произведениях Бунина