Литература Испании в годы национально-революционной войны

1936 г. не только означала поражение реакционных сил, управлявших до этого страной, но и открывала перед испанским народом широкие перспективы демократического развития. Однако левореспубликанское правительство действовало нерешительно, не сумело подорвать социальную, экономическую, политическую и военную базу реакции. Это позволило реакционным силам перейти в наступление.

В ночь на 18 июля 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж. Однако в крупнейших городах — Мадриде, Барселоне и др. — путч был подавлен. Тогда в события на

Пиренейском полуострове вмешались фашистские державы — Германия и Италия, предпринявшие открытую военную интервенцию против Испанской республики.

С этого момента гражданская война в Испании перерастает в национально-революционную.

Война в Испании была первой вооруженной схваткой против европейского фашизма и прологом второй мировой войны; она стала также новым этапом в развитии революции в Испании. Если в 1931-1936 гг. гегемоном в революции выступала буржуазия, то в 1936-1939 гг. эта роль перешла к рабочему классу, выступавшему в союзе с трудовым крестьянством; осуществленные же на республиканской территории

социальные преобразования свидетельствовали о том, что революция в эти годы обрела народно-демократический характер. Испанская республика народного фронта стала республикой нового типа, народно-демократической республикой.

Почти три года испанский народ с оружием в руках отстаивал свою свободу, независимость и революционные завоевания. Но силы в этой борьбе были слишком неравными; в конце марта 1939 г. республика пала и в стране воцарился режим фашистской диктатуры.

Справедливый, патриотический, национально-освободительный характер войны испанского народа против фашизма определил и своеобразную расстановку писательских сил в ходе этой войны и специфические черты в развитии литературы этого периода.

«С кем вы, «мастера культуры»?» — этот вопрос война поставила перед всей творческой интеллигенцией Испании. И к ее чести следует сказать, что подавляющее большинство деятелей культуры осталось на стороне народа. Огромную роль в сплочении передовых сил интеллигенции вокруг Народного фронта сыграло известие о трагической гибели Федерико Гарсиа Лорки, вызвавшее бурю возмущения против фашистского режима и в Испании и за ее пределами.

В первые же дни войны многие писатели и поэты Испании приняли непосредственное участие во всенародной борьбе. В народной милиции сражались Мигель Эрнандсс, Педро Гарфиас, Антонио Апарисио, Хосе Эррера Петере и др. Писатели сотрудничали во фронтовой печати, на радио, влились в ряды «культурной милиции».

Сплочению деятелей культуры и мобилизации их сил на службу республике содействовал «Альянс антифашистской интеллигенции», возникший в мае 1936 г. и возглавленный коммунистами Альберти, Арконадой, левым католиком Хосе Бергамином и др. По инициативе «Альянса» были созданы многочисленные агитационные передвижные театры, радиоустановки для обслуживания армии и пропаганды в рядах противника; на плечи членов «Альянса» легла и основная тяжесть работы по охране памятников культуры.

Прогрессивная антифашистская литература Испании стала в эти годы подлинно народной. Огромное значение в процессе ее формирования имел опыт советского социалистического искусства. Во вторую годовщину войны А. Ма-чадо писал: «Мы обращаем наши взоры к Москве, чтобы еще раз сказать, что РОССИИ — это мощный, яркий маяк, освещающий будущее мира».

В годы войны огромными тиражами публикуются произведения русских писателей, а также произведения классической испанской литературы; на сценах фронтовых театров ставят пьесы Лoпe де Веги, Кальдерона, Сервантеса.

Проза этого периода явно тяготеет к документальным жанрам, прежде всего к очерку и репортажу. Не претендуя на глубокие художественные обобщения, писатели стремились запечатлеть войну во всем ее своеобразии, набросать портреты ее реальных героев. Таковы, например, многочисленные репортажи Хесуса Искарая в редактировавшихся им коммунистических газетах «Мундо обреро» и «Френте рохо» , в коллективном издании «Мадрид наш» и др. Позднее, уже в эмиграции, X. Искарай публикует сначала в газетах, а затем отдельным изданием книгу очерков «30 дней с партизанами Леванта» о партизанской борьбе во франкистской Испании; биографию одного из героев этой партизанской борьбы — коммуниста Касто Гарсиа Росы в 1948 г., а спустя много лет выдержанный в той же документальной манере роман о судьбах испанских эмигрантов — «Развалины крепостной стены» .

Строгая документальность и точность в описании событий характерны и для первых прозаических произведений, которые выпустил в годы национально-революционной войны X. Эррера Петере. Хосе Эррера Петере обратился к литературной деятельности еще в 1930-1931 гг., отдав в своих первых стихах дань сюрреализму. Вступление в ряды коммунистов и сотрудничество в журнале «Октубре» определили перелом в мировоззрении и творчестве писателя. В годы национально-революционной войны он пишет документальную повесть о бойцах Мадридского фронта — «Истребители танков» , а год спустя — две хроники-репортажа: «Мадридская сталь» и «Кровавые мосты» о 5-м коммунистическом полке и о форсировании реки Эбро республиканскими войсками. Строго придерживаясь исторической правды, автор дает вместе с тем широкое художественное обобщение событий войны.

Не случайно Эррера Петере назвал эти книги эпопеями: его хроники, в которых проза перемежается стихами, стали яркими лирико-патети-ческими рассказами об эпическом подвиге народа.

К концу войны относятся первые попытки создать большие прозаические полотна. В 1938 г. на литературном конкурсе первой премии был удостоен роман С. М. Арконады «Река Тахо» , которым писатель как бы завершил цикл своих произведений об испанском крестьянстве. Арконада рассказывает, как в ходе войны формируются характеры, раскрываются благородные черты и природные дарования героев романа — пастуха Чапарехо из захолустной горной деревушки, ставшего командиром в народной армии, рабочего Грегорио, комиссара отряда, Флоры Фермосельи, девушки из буржуазной семьи, которой война помогла порвать с ненавистной ей мещанской средой и стать на сторону народа, и др.

Роман задуман автором как эпопея войны. Отсюда — некоторая символичность основных его образов; отсюда и лирико-эпические авторские обобщения, призванные поставить судьбы персонажей книги в широкий контекст всенародной борьбы.

Во многом близка по замыслу к роману Арконады книга X. Эрреры Петере «На вершинах Эстремадуры» . Написанный в 1938 г., этот роман был переработан в 1945 г., в эмиграции. Произведение Эрреры Петере также раскрывает судьбы многочисленных героев из народа, которые, пройдя дорогами войны, обретают счастье в борьбе с фашизмом.




Литература Испании в годы национально-революционной войны