Литература «культурного запроса» В XX века

В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало. В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного

оружия, начала «холодной войны» и угрозы третьей мировой войны, борьбы стран «третьего мира» за независимость. Меняется лицо и модернизма, и реализма: возникают неоавангардизм, рождается «новый латиноамериканский роман» и т. д. «Контркультура». Разочарование в буржуазном «обществе потребления», поставившем вещь выше духовности, подчинившем современную культуру власти рекламы, приводит к бунту против навязываемых стандартов благополучной жизни, анархическому протесту против культуры вообще. Возникает движение, определяемое термином «контркультура».

Роман американского писателя

Дэвида Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» , в котором омертвевшему жизненному укладу американского общества противопоставлена позиция неглубоко затронутого культурой, а поэтому пока еще «естественного человека — подростка Холдена Колфилда, стал поистине культовым. Он непосредственно предваряет появление литературы битников — «разбитого поколения» во главе с писателем Джеком Керуаком и поэтом Алленом Гинзбергом — и произведений писателей-хиппи. Этот настрой отразился и в литературе, не связанной непосредственно с «контркультурой». Настроения протеста свойственны и группе английских писателей, получивших название «разгневанные молодые люди» по своего рода манифесту этого движения — пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе» . Протест против общества потребления ярко обозначен в романе французского писателя-реалиста Робера Мерля «За стеклом» о студенческом бунте на филологическом факультете Сорбонны в Нантере в мае 1968 г. Синтез культур Запада и Востока.

Характерная черта литературы битников и хиппи — увлечение восточными религиями и философскими системами, прежде всего дзен-буддизмом. Неожиданно «контркультура», ассоциирующаяся с анархизмом, отказом от культурных достижений в пользу естественного, почти животного существования, оказывается одним из проявлений синтеза культур Запада и Востока. Другим выражением этого синтеза стало мировое признание японской литературы. Творчество Акутагавы Рюноске, соединившего национальную японскую специфику с традициями Достоевского и европейской литературы, особенно после экранизации его новелл «Ворота Расемон» и «В чаще» в фильме Куросавы «Расемон», стало явлением мирового порядка. Творчество Кавабаты Ясунари, испытавшего в молодости влияние Джойса, автора повестей «Снежная страна» , «Тысяча крылатых журавлей» , романа «Стон горы» , было отмечено Нобелевской премией по литературе за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления».

Романы Кобо Абэ «Женщина в песках» , «Чужое лицо» , «Человек-ящик» в еще большей степени доступны западному читателю, не случайно его называли то японским Достоевским, то японским Сартром.




Литература «культурного запроса» В XX века