Что такое культура бытия и культура его изображения? Каковы они в настоящее время? Вот проблема, под которой размышляет Сергей Залыгин, известный российский писатель.
Автор, рассуждая о культуре вообще, заостряет свое внимание на том, что культура состоит из двух частей, границы между которыми существуют условно. Он с озабоченностью говорит, что».культура нашего бытия несравненно уступает культуре его изображения».
Писатель уверен, что разрыв между культурой изображения и «культурой нашего бытия» неизбежен.
С одной стороны я разделяю точку зрения российского прозаика, но с другой — нет. Вспомним литературу фантастического жанра. Она однозначно опережает культуру бытия.
Например, писатель Жюль Верн был необычайно прозорливым специалистом, как мы сейчас бы сказали, в области технического прогнозирования. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии. На мой взгляд, такое «опережение» очень полезно человечеству.
А вот то, что преподносит современному зрителю современное телевидение, несомненно, вредно. Возьмем цикл сериалов о судьбе «золушек», нашедших своих принцев — олигархов. Зачем внушать тысячам юных девчонок, что подобная «лабуда» о «несчастье — счастье» ждет каждую из них и что надо только потерпеть. Кому нужна сказка о несбыточной мечте?!
В Интернете нашла данные соцопроса, подтверждающие мои худшие предположения: сотни несостоявшихся «золушек — принцесс», не нашедшие свой идеал, впадают в депрессию или решаются на суицид.
Таким образом, могу сделать вывод, что культура изображения жизни должна быть правдивой, готовить молодежь не к сказочной жизни, а суровым испытаниям.
Дайджест:
- Является ли показателем нравственности человека приобщение к культуре? По тексту реального ЕГЭ 2013 года, Восток, вариант 3Приобщение к культуре. Является ли это показателем нравственности человека — вот вопрос, над которым задумывается Д. Гранин. Автор свои рассуждения о влиянии культуры на моральное качества людей строит на сравнении молодых строителей, знавших стихи Булата Окуджавы, уже прочитавших новый, нашумевший роман, с Ермаковым, простым строителем, который «ничего не читал, не видел». Парень на автора сначала ... Читать далее...
- Об обучении культуре радостиНужно учиться культуре радости — вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Н. Никляев. Автор считает, что в настоящее время люди не умеют замечать радости жизни. Все вокруг стесняются своих чувств, боятся проявить радость. Люди видят только плохие стороны жизни: грусть, печаль, разочарование. И это вызывает у В. Н. Никляева озабоченность. По мнению автора, чтобы ... Читать далее...
- О смысле человеческого бытияДля чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия — вот проблема, над которой размышляет в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Нобелевский лауреат, русский писатель И. А. Бунин. Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как ... Читать далее...
- Смысл человеческого бытияДля чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия — вот проблема, над которой размышляет в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Нобелевский лауреат, русский писатель И. А. Бунин. Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как ... Читать далее...
- Традиционное и нетрадиционное в русской культуре XVI векаВ XVI в. древнерусская культура претерпела целый ряд принципиальных изменений, которые отразились во всех ее составляющих частях и функциональных сферах, в ее строении как ценностно-смыслового единства. Эти изменения, естественно, коснулись и литературы, впрочем, сохранявшей, как и в предыдущие века, синкретический характер и не отделявшей себя от своего ближайшего культурного контекста — исторического повествования, Священного Писания ... Читать далее...
- Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. ТютчеваТютчев — великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и ... Читать далее...
- Нравственные ценности. О смысле человеческого бытияДля чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия — вот проблема, над которой размышляет в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Нобелевский лауреат, русский писатель И. А. Бунин. Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как ... Читать далее...
- Христианская составляющая в культуре раннего СредневековьяВ культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: Священным Писанием и произведениями отцов церкви. В состав Святого Писания входят два конфессионально различных, но генетически связанных друг с другом комплекса книг — Ветхий Завет и Новый Завет. «Завет» — это союз, в данном случае союз Бога с некой избранной частью человечества, но смысл этого ... Читать далее...
- Постмодернизм в культуре Запада и ВостокаТипы культурного сознания ХХ века — модернизм и постмодернизм — возникают в ситуации мировоззренческого кризиса, когда сомнению подвергается позитивистская философия, с присущим ей культом разума. Но культура второй половины ХХ века обладает таким качеством, как постмодернистская чувствительность, которая представляет собой «специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «мира децентрированного», представляющегося сознанию ... Читать далее...
- О культуре речи по высказыванию ОжеговаЯ считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка», и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то ... Читать далее...
- Как в стихотворении «Вновь я посетил…» воплощается мысль о цикличности бытия?Как в стихотворении «Вновь я посетил…» воплощается мысль о цикличности бытия? Характеризуя авторскую позицию, подчеркните, что А. С. Пушкин утверждает идею о преемственности поколений, связи бытия человека и природы, цикличности жизни. Главный закон существования определяет гармоничность окружающего нас мира. Отметьте, что идея вечного обновления, торжества жизни свидетельствует о мудрости пушкинского лирического героя, верном понимании им ... Читать далее...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве БродскогоТрагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом ... Читать далее...
- Традиции и новшества в культуре России 17 века17 столетие, Россия, точнее — все еще «Русь». Общество и государство, закрытые от иноземных контактов и влияний на протяжении многих веков, начинают потихонечку, по миллиметру буквально, выглядывать из толстой своей раковины, как улитка, тревожно и неохотно, расправляет «рожки» и «глазками», каждый миг готовая нырнуть обратно и закрыться навеки. Культура Руси очень консервативна и традиционна. Образ ... Читать далее...
- На тему: В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИВ. А. СУХОМЛИНСКИЙ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Нас, учителей, очень тревожит, что некоторая, пусть относительно небольшая, часть выпускников общеобразовательных школ плохо владеет языком. Иногда можно слышать или читать бледную, невнятную, искалеченную речь. Когда я слышу такую жалкую, искаженную речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигуру ... Читать далее...
- Образ Раскольникова: мучительные вопросы бытияРаскольникову близок Наполеон. Мерилом всех ценностей для Раскольникова становится собственное «я». Позже он будет утверждать, что «необыкновенная» личность «имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того потребует». Разрешение «на кровь по совести», но ради «разрушения настоящего во имя лучшего» определяет позицию Раскольникова. Достоевский ... Читать далее...
- На тему: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИРЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Я думаю, что следует выбирать такую тему разговора, чтобы увлечь присутствующих и чтобы каждый мог высказаться. Интимных вопросов, с моей точки зрения, касаться следует только в узком семейном кругу. Рассказывать шутки надо очень осмотрительно, чтобы не обидеть кого-то из присутствующих. Надо деликатно возражать собеседнику. Не годится отвечать отрывисто «да», «нет», следует ... Читать далее...
- Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных?Каковы основные аспекты изображения культуры повседневности в дворянской семье Лариных? При составлении развернутого плана работы над сочинением выявите основные факторы, определяющие своеобразие созданного в романе жизненного уклада дворянина. Подчеркните зависимость жизненного уклада семьи Лариных от социального положения, достатка и места их проживания. Покажите регламентированность значимых событий. Отметьте, что ценности, принятые в дворянской среде, не противоречили ... Читать далее...
- О культуре, искусстве. Каково истинное назначение писателя или поэта?Каково истинное назначение писателя или поэта? Вот вопрос, над которым задумывается Юрий Карлович Олеша. Автор, размышляя над этой проблемой, уверенно заявляет, что главная задача писателя-творца — создать книги, «которые вызвали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше». Ю. К. Олеша понимает, насколько это трудно, потому что писатель вначале должен осознать «все пороки ... Читать далее...
- Особенности изображения двух миров в поэме А. БлокаОсобенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Имя А. А. Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19-20 вв., обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературное множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие поэзии ... Читать далее...
- Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаОсновоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском произведении-трагедии » Фауст » художник изложил свои размышления о смысле жизни, что он видел в деяниях во имя человека. Трагедия «Фауст» — ... Читать далее...
- Размышления Фроста над трагедией человеческого бытияВ своих стихах Фрост стремился уравновесить противоположные и даже вражеские стихии с тем, чтобы достичь гармонии бытия. В эссе «Движение, которое происходит в стихе» он назвал поэзию «мгновенностью истины на фоне хаоса». Стремясь к такой высокой цели, Фрост пренебрегал всем, что связано со злободневностью поэзии. Мир дрожит от катастроф, гремит Вторая мировая война, а поэзия ... Читать далее...
- Роман Сартра «Тошнота» — художественное осмысление тотальной абсурдности бытияОсновная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра — проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». ... Читать далее...
- В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?Во многих произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения. Существуют такие понятия, как грибоедовская и булгаковская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Так в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» назван условный город N, потому что автор хотел обобщенно показать пороки всех городов России и нещадно высмеять их за то, что там царят запустение, разруха, произвол ... Читать далее...
- Объясните своеобразность изображения темы любви в трагедии «Фауст» ГетеОхарактеризуйте образы Фауста и Маргариты План ответа 1. Проблематика трагедии «Фауст». 2. Тема любви, особенности ее решения в произведении. 3. Образ Маргариты, его значение для понимания трагедии «Фауст». «Фауст» Гете принадлежит к тем вершинным произведениям, которые не только отображают духовную жизнь человека, а и самые оказывают содействие духовному развитию человечества. Эта трагедия стала итогом многолетних ... Читать далее...
- Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. ЧеховаА. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа » Ионыч » автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он ... Читать далее...
- На тему: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯКУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ Еще несколько столетий назад английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью. Это меткое и правильное замечание. Мало обладать достоинствами — нужно еще успеть их проявить. Иначе достоинства могут обратиться в недостатки. Культура поведения — составная часть общей ... Читать далее...
- Размышления над сущностью бытия, или как написать сочинение по повести «Земля»Знаете ли вы, что когда-то земля была повелительницей крестьян? Да, именно повелительницей. Ведь раньше ради клочка земли крестьянин способен был перенести все невзгоды, одичать, стать на горло всем человеческим чувствам. Даже убить родного брата. Об этом рассказывает повесть О. Кобылянской «Земля». Интересно, что в основу ее сюжета положен действительный факт братоубийства, произошедший в селе Дымка ... Читать далее...
- Смысл изображения исканий главного героя в поэме Вергилия «Энеида»«Весь мир находился в руках победителей римлян. Они владели и морем, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего было мало! Их до дна нагруженные корабли бороздили моря. Если на их пути встречался залив и неизвестная раньше земля, где, по слухам, были золотые прииски, местные жители объявлялись врагами Рима, и судьба готовила им опустошительную ... Читать далее...
- Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине»Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что ... Читать далее...
- Человек и человечество в древнегреческой культуреПонятие личности входит в культуру любого народа лишь на определенном этапе развития. В первобытном обществе человек вообще не осознавал или почти не осознавал своего «Я». Он был слит со своей общностью, он растворялся в ней без остатка — и даже не думал об этой «растворенности». Тогда, разумеется, и проблемы, вынесенной в заглавие данного раздела, просто ... Читать далее...
Литература. О культуре бытия и культуре его изображения