Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина

Поэзию Сергея Есенина знают и любят и учителя и ученики. Но понять глубину содержания даже хорошо известных хрестоматийных текстов сложно без знания жизни стихотворца, без погружения в атмосферу времени, в котором он творил, любил, общался, спорил и ненавидел, которое принимал и одновременно отрицал. Другими словами, без погружения в бесконечную поэтическую Вселенную.

Как показывает практика, для знакомства СО всем этим многоплановым материалом, включающим И биографические, и исторические, и литературоведческие пласты, уроков не хватает.

Необходимо использовать возможности, которые предоставляет учителю-сло-веснику внеклассная работа. Именно поэтому представляется целесообразным предложить вниманию читателей литературно-музыкальную композицию, построенную по принципу панорамного отображения действительности.

Ее автор — кандидат филологических наук М. Я. ЛЕВЯНТ — использовала не только стихи, но и воспоминания современников, фрагменты стенограмм литературных дискуссий, писем, что дает возможность ощутить сам дух той переходной и тревожной эпохи. Все это поможет и зрителям, и участникам спектакля войти в сложное мироздание большого

русского поэта накануне его столетнего юбилея.

Среди действующих лиц выделяется образ Владимира Маяковского, своеобразного поэтического антипода Есенина, колоритная фигура которого позволяет воспроизвести контрастность, необходимую для естественности и полноты портрета.

Распределить роли между учащимися учителю поможет знание их индивидуальных способностей и наклонностей. А оформить сцену — эстетический вкус и чувство есенинской эпохи. Можно рекомендовать использовать фотографии поэта и его собратьев по перу, репродукцию афиши его выступлений на поэтических диспутах, плакаты с названием журналов, в которых печатались его стихотворения, издательств, которые выпускали его книги. Дополнением к общему оформлению могут стать такие атрибуты-символы, как веточки любимой поэтом березы, гроздья-искры из «костра рябины красной», а возможно, и чья-либо собака, потомок тех четвероногих, которым Есенин посвящал трогательные и пронзительные строки.

Все это поможет создать зрительный образ Вселенной Есенина.

Ведущий.

Из воспоминаний N. Асеева:

Маяковский очень стремился объединить вокруг «Лефа» наиболее ярких писателей… Помню, как он пытался привлечь к сотрудничеству Сергея Есенина… Тот с места в карьер запросил входжения группой.

Маяковский, полусмеясь, полусерьезно, возразил, что сниматься, оканчивая школу, хорошо группой. «А у вас же есть группа?» — вопрошал Есенин. «У нас не группа, у нас — планета». На планету Есенин соглашался… Потом он стал настаивать, чтобы ему в полное распоряжение дали отдел.

А вот называться он будет «Россиянин». «А почему не «Советянин»? — спросил Маяковский.

Маяковский.

На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодежи. Как разны земли моей племена, и разны язык и одежи. Заводы. Березы от леса до хат бегут, листками вороча.

И чист, как будто слушаешь МХАТ, московский говорочек. Лечу ущельями, свист приглушив снегов и папах седины, сжимая кинжалы, стоят ингуши, следят из седла осетины. Тифлисцев узнаешь и метров за сто.

Гуляют часами жаркими в моднейших шляпах, в ботинках носатых этакими парижаками. Используй, кто был безъязык и гол, свободу советской власти. Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте…

Звучит песня на ел. Есенина «Письмо к матери» .

Есенин.

Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать… Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя. Нашу печь, петуха и кров.

И на песни мои прольется МОЛОКО твоих рыжих коров.

Маяковский.

Алло! Кто соворит? Мама?

Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца… Скажите сестрам Люде и Оле… Ему уже некуда деться. Каждое слово, даже шутка, которое изрыгает горящим ртом он, выбрасывается как голая проститутка из горящего публичного дома. На лице обгорающем из трещины губ обугленный поцелуишко броситься вырос.

Мама! не могу. У церковки Сердца занимается клирос!

Ведущий. Даровитый юноша, Есенин, прямо из деревни попадает в город и здесь втягивается в кабацкую жизнь, начинает пьянствовать и развратничать.

Звучит песня «Эх, загулял, загулял, парень молодой…»




Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина