«Литературное искусство» как «невероятное страдание»

Написанию нового произведения для Бунина предшествовал поиск «звука»: «Для меня главное — это найти звук. Как только я его нашел — все остальное дается само собой». Под «звуком» Бунин подразумевал поэтический настрой будущего произведе­ния, эмоциональный и звуковой камертон.

Первые прозаические произведения имеют так называемый ослабленный сюжет, не соотносятся с классической формой рас­сказа; их можно назвать стихотворениями в прозе. Бунин отме­чал: «Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими

литературными приемами».

В начале 1810-х годов Бунин делает сюжет более вырази­тельным, форма его произведений становится изощренной. Но это мастерское исполне­ние дается Бунину огромным трудом: «Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю пи­сать. Говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что по­добную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев. Мно­гие слова — а их невероятно много — я никогда не употребляю, слова самые обыденные…

Не могу».

Готовя рукописи к переизданию, Бунин продолжал дораба­тывать свои произведения, «всегда строго и взыскательно отно­сился к своим рассказам, особенно к тем, которые были написаны много лет назад» .




«Литературное искусство» как «невероятное страдание»