Литературное общение Гоголя с Пушкиным

Со времени возникновения замысла «Владимира третьей степени» Гоголя не оставляла мысль о создании социальной комедии. В октябре 1835 года, запрашивая мнение Пушкина о «Женитьбе», Гоголь писал ему одновременно: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию.

Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами…

Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия

из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта». Известно, что Пушкин с большим участием отнесся к просьбе Гоголя, поделившись с ним тем сюжетом, который занимал и его самого. В бумагах Пушкина сохранилась следующая программа произведения: «Криспин приезжает в губернию на ярмонку, его принимают за…

Губернатор — честный дурак, губернаторша с ним проказит. Криспин сватается за дочь».

Совет Пушкина написать комедию о мнимом ревизоре был как нельзя более удачен. Взятый из самой жизни, сюжет этот давал возможность Гоголю воплотить свои многочисленные наблюдения над характерами чиновных людей, Наблюдения

эти отмечались исключительной меткостью. Ряд исследователей приурочивал начало работы над «Ревизором» к 1834 году или даже к 1833 году, при этом предполагалось, что письмо с просьбой о сюжете относится не к «Ревизору», а к какой-то другой комедии, которую Гоголь намеревался написать.

Однако эту точку зрения нельзя признать соответствующей действительности. Нет никаких серьезных оснований утверждать, что Гоголь замышлял новую пятиактную комедию в то время, как «Ревизор» не был закончен. Самый топ письма Гоголя показывает, что он жаждал на писать острую современную комедию.

Надобность в сюжете для такой комедии, конечно, не могла бы возникнуть, если бы Гоголь в это время уже писал «Ревизора». Несомненно правы те исследователи (Н. Коробка, Н. Бродский, В.

Гиппиус, которые считают, что над «Ревизором» Гоголь начал работать осенью 1835 года и что его письмо Пушкину 7 октября этого года имеет непосредственное отношение к «Ревизору». Над своей комедией Гоголь работал с исключительным увлечением, с громадным творческим подъемом. Уже 6 декабря того же года Гоголь сообщал Погодину, что «третьего дни» окончил пьесу и просил передать «… милому Щепкину: что ему десять ролей в одной комедии; какую хочет, пусть такую берет, даже может разом все играть» .

Бесспорно, что комедия в это время еще не была в достаточной мере отделана, ибо в письме к тому же Погодину через полтора месяца Гоголь писал: «Извили, что до сих пор не посылаю комедию, Она совсем готова была и переписана, но я должен непременно, как увидел теперь, переделать несколько явлений» . Л еще через месяц писатель сообщал своему прежнему адресату: «Я теперь занят постановкою комедии. Не посылаю тебе экземпляра потому, что беспрестанно переправляю» . Первоначальный вариант комедии подвергся существенной переработке, в результате которой комедия приобрела более органический и целостный облик. В эту вторую редакцию писатель вновь внес ряд изменений, и лишь после этого пьеса была представлена в театральную цензуру, а затем передана в печать.

Разрешение театральной цензуры на постановку комедии было дано 2 марта, но и после этого Гоголь еще поправлял и улучшал пьесу. Последние поправки были рассмотрены театральной цензурой за пять дней до первого представления «Ревизора», состоявшегося 19 апреля 1836 года. Таким образом, над текстом комедии, который исполнялся на сцене при первой постановке «Ревизора», писатель работал пять с лишним месяцев.

Нельзя не поражаться исключительной интенсивности творческого труда писателя, той быстроте, с какой комедия была завершена. Тут выразилось не только гениальное дарование Гоголя, но и его внутренняя, творческая подготовленность к созданию комедии, подготовленность не в смысле одного лишь желания, потребности, но и в смысле накопления жизненного материала. Недаром Гоголь заявлял Пушкину с такой уверенностью о том, что «духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта».

Очевидно, что идея и многие образы социальной комедии к этому времени уже вполне «созрели» у Гоголя.

Нужно было найти «обстоятельства», в которых развивалось бы действие пьесы; эту службу и сослужил сюжет, данный Пушкиным. В-процессе создания «Ревизора» Гоголь не испытывал тех мучительных трудностей, которые нередко сопровождают работу писателя над крупным произведением. Образы комедии в их определяющих очертаниях сложились сразу; уже в первой редакции мы видим основное ядро «Ревизора», его главные ситуации, почти всех действующих лиц с их отличительными чертами.

Сложный творческий процесс заключался не в поисках основных линий комедии, а в углублении характеров, в поисках наибольшей выразительности каждой ее сцены.




Литературное общение Гоголя с Пушкиным