Литературное течение об идеальном герое

Одной из причин, побудившей стать Горького романтиком, было «давление «томительно бедной жизни», желание приукрасить жизнь вымыслом, фантазией». В раннем творчестве Александра Максимовича романтическое начало выражалось в слоге, стилистике, в вольнолюбивой, героической настроенности, в его мировосприятии, в его отношении к социальным проблемам. Рассказы молодого М. Горького своей устремленностью в народное будущее пробуждали обыкновенного человека.

Ведь, одной из важных задач для него было поднять человека над внешними условиями

бытия, вырвать его из цепей унизительной действительности, показать его самому себе не рабом, а владыкой, свободным творцом жизни. В статье «О цинизме», вышедшей в 1908 году он написал: «Рабы перерождаются в людей — вот новый смысл жизни!».

Алексей Максимович видел людей полноправными хозяевами жизни, свободными от общества, и именно такими были герои его романтических произведений: чистыми и благородными. Все они овеяны красотой, вольных, гордых детей природы, живущих естественной жизнью, далеко от современной капиталистической цивилизации. Они свободны от собственнических вожделений, от власти

денег — Радда и Изергиль не продают своей любви за груды золота.

Рассказ Горького «Макар Чудра» можно назвать поэтическим гимном свободы. Его герои — молодые гордые красавцы-цыгане. Лойко и Радда горячо любили друг друга, но еще сильнее каждый из них любил свою свободу и боялся ее потерять.

Не сумев решить это противоречие, Лойко убивает Радду, которая, умирая, благодарит его за то, что он не покорился своей возлюбленной и остался достойным ее прекрасной любви. Макар Чудра, устами которого ведется рассказ, восхищается этими мужчиной и женщиной, ценившими свою волю и свободу выше жизни и любви, но он не знает, как сделать людей счастливыми. Напрашивается вывод, что свобода и счастье не совместимы, если один человек должен покорятся другому, потому что любовь, даже свободная от всяких условностей и расчетов налагает на человека определенные обязанности.

К этой проблеме Горький возвращается в рассказе «О маленькой фее и молодом Чабане». Интересен сюжет произведения: маленькая фея полюбила молодого Чабана. Он пел ей красивые удалые песни. Ради него она позабыла мать, сестер, но счастье их было недолгим: когда влюбленные привыкли друг к другу, им стало скучно. Они уже не знали, хорошо или плохо они сделали, полюбив друг друга.

Ответ на этот вопрос писатель дает в повести «Старуха Изергиль». Великое слово «свобода» теряет всякий смысл, если человек отделяет себя от других людей. Подлинная свобода и счастье заключается в том, что человек добровольно отдает свою жизнь, все свои силы служению людям.

Настоящая истина заключается в постоянной борьбе за изменение жизни.

Романтические герои А. М. Горького — спасители людей от их же слабостей, никчемности, сонного прозябания. Так, Ларра вывел людей из темного леса к свободным, необъятным просторам степи, но ему пришлось пожертвовать своим сердцем ради этого. Его влечение к полнокровной, счастливой жизни осталось неосуществленной потребностью.

Так же и для Фомы Гордеева: «Жизнь — это движение к совершенствованию духа». Пожалуй, это девиз многих героев раннего Горького. Хотя они не обрисованы как типичные представители определенных социальных групп современного общества, но у них общая ценность — возвышенный моральный облик.

Это характеры цельные и сильные, натуры действенные и смелые, способные к благородным и самоотверженным поступкам, к могучим страстям, к борьбе и героизму.

Они оказываются в необычайных ситуациях: сильные страсти, захватывающие человека, приводят к напряженным драматическим конфликтам. Однако герои находят выход из любого положения, потому что это необычайные люди — светлые и благородные, совершенно не похожие на реальных людей, окружавших писателя. Им «нужны подвиги»!

Горький призывал к активному действенному «несогласию» с существующей действительностью. Он считал литературу «бичом» или «благородным колоколом», призывающим к действию. Такими были настроения «умов страны» в самом начале XX столетья, когда еще была великая Российская империя.

Романтизм периода строительства социалистического государства. В 20-х годах, во время становления советской власти, основным пафосом были героика и величие народной борьбы за новую, социалистическую родину. Путь «темных» масс к осознанному участию в революции был нередко трудным, и коммунисты, оставаясь с ними, разъясняли возможные ошибки, вносили сознательность в революционное движение.

Под их влиянием проявились активные действия масс, их энергия, воля, классовая солидарность, народный размах.

Именно поэтому в советской литературе крупным планом изображается народ. Массы. В революции пробуждалось их сознание, и в самоотверженной борьбе они начинали осознавать свое человеческое достоинство. Было невозможно создать крупный характер в отрыве от народных масс.

Такие романтические образы читатель обнаруживает в произведениях А. Малышкина, Ю. Либединского, А. Сейфуллиной, Б. Лавренева, А. Веселого, Ф. Гладкого, Вс. Иванова. Революционный энтузиазм черпался из самой жизни. Всеволод Иванов особенно тщательно изображал радость побед, он считал, что в революции пробуждается сознание народа, люди начинали осознавать свое человеческое достоинство.

Идейным пафосом многих произведений был героизм народных масс в защите завоеваний Октября.

Так, главный герой повести «Бронепоезд 14-69» — Вершинин типичным характер, в котором концентрируются искания и настроения крестьянских масс в период революции, патриотизм народа, поднявшегося на борьбу против отечественных и иноземных поработителей, за землю, за волю, за свое счастье. Сила его — в его связи с массами, в ненависти к интервентам, в осознании необходимости более прочного союза с революционными рабочими города, возглавляемыми подпольными революционными коллективами. Ведь они знали, что впереди еще немало трудностей, но вера в их преодоление не оставляла их.

Примером этому может послужить повесть Либединского «Неделя», герои которой — убежденные борцы за торжество революционной справедливости, за освобождение. В основе их действий лежало сознательное служение революции. Тогда же пробуждалась и деревня. Об этом писали А. Неверов и Л. Сейфуллина, которые изображали крестьян, шедших через темноту, ощупью к свету, больно ушибаясь, они вставали и шли дальше на защиту Советской власти.

Были и художники-романтики, изображавшие женщин-революцио-нерок. Так, Д. Фурманов в «Виринеи» обращает внимание читателя на внутреннюю жизнь героини, определяющей чертой характера которой была «крепкая и верная классовая ненависть».

Именно протест вел ее к сознательному участию в революционной борьбе. Хотя психологический портрет героя был еще примитивен, но он начал уже появляться и советской литературе того периода. Изображали людей, творящих революцию, в моменты крайнего напряжения сил. Их волевая устремленность, духовная собранность, сознательное самоограничение совпадают с напряжением сил народа, устремлением масс к победе.

Однако были и такие, кто не влипся в эти «массы» — интеллигенты-одиночки. Они пассивно ждали, что жизнь примет их, безвольных, отравленных индивидуализмом.

Но поскольку советский роман становился на путь художественного синтеза истории и современности, основными центральными героями были люди, борющиеся за революцию, их судьбы — неотделимы от больших социальных процессов, происходящих в обществе, от судеб рабочего класса, частицей которого они являлись. В 20-е годы постепенно возросло внимание к судьбе, психологии отдельной личности, несмотря на то, что романтические приключения нередко заслоняли внутреннюю характеристику героя.




Литературное течение об идеальном герое