Литературные Сказки. Иван Франко «Крашенная Лиса»
Цель: познакомить учеников с тяжелым детством И. Франко, раскрыть его как писателя-сказочника, осветить аллегорию сказки, ее мораль; усовершенствовать навыки выразительно читать, дать понятия о литературной сказке, воспитывать чувство добра, милосердия, справедливости.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Портрет И. Франко, сборник «Когда еще звери говорили», картина из комплекта «Слово и образ».
Сказка зовет нас в странствования,
Велит быть в жизни смелыми и мудрыми,
Преодолевать препятствия и беды
Так как только этим и измеряется наша человеческая сущность.
В. Шевчук
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Уютно детям в пазухе сказок. Так бы и слушал о царе Салтане или о том, как весело казак обманывал турецкого султана. О карих конях с пламенем грив, о колдуне, что все на свете может. И кто бы там что не говорил, а сгинет зло и правда победит!
Так сказала о сказке Лина Костенко. Вы перелистали немало сказочных страниц, которые открыли вам мир фантазии и мудрости нашего народа.
Зачитывается отрывок
Из какой сказки этот отрывок? Кто ее автор? Да, это украинская народная сказка «О жар-птице и волке». А какие еще народные сказки вы знаете? .
Итак, автор этих произведений — народ. А сегодня мы познакомимся со сказками, в которых есть автор. Они называются литературными. .
2. И. Франко — автор сказки «Крашенная лиса». Рассказ о детстве писателя и его сказках.
В творчестве И. Франко есть сборник сказок «Когда еще звери говорили». Среди них славная и непревзойденная сказка-поэма «Лиса Никита», которую сын писателя, Тарас, по уровню художественного совершенства ставил на одну ступень с «Завядшей листвой» и «Моисеем». А сам автор писал: «…Я больше всего люблю своего «Лису Никиту», так как я его написал для своих детей…».
Сказка И. Франко, которая первой открывает для нас чудесный мир литературных произведений, имеет название «Крашенная Лиса». О чем, по вашему мнению, в ней говорится? Как может она начинаться?
Дети высказывают свои мысли.
В сказке много непонятных слов. Обратимся в Справочное бюро? Ученица объясняет значение слов.
Чтение с остановками сказки «Крашенная Лиса» и рассмотрение ее содержания. Деление ее на части:
1) Лиса Никита на торжище.
2) В бочке с краской.
3) Испуг в лесу.
4) Никита провозглашает себя царем.
5) «Справедливое» царствование Лисы.
6) Праздник в лесу.
7) Гибель Лисы Никиты. Физкультминутка.
3. Беседа по смыслу сказки.
Кто главный герой произведения? Расскажите об образе жизни Лисы Никиты. Определите основные черты его характера.
Подкрепите свою мысль словами из текста. Объясните, какой случай резко изменил жизнь Лиса? Какой была его справедливость? Зачитайте.
Как расправились звери с крашенной Лисой, разоблачив ее обман? Как об этом говорится в тексте? Кого и за что высмеял И. Франко в сказке?
Докажите свое утверждение. Что побеждает — добро или зло?
Мудро когда-то сказал И. Франко: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда дорогая мама или бабушка рассказывала сказки, не забудете до смерти».
В самом деле, сказочные герои сызмала живут с нами, помогают осмысливать жизнь, различать добро и зло, фантастическое и реальное, смешное и страшное, красивое и безобразное. Поэтому сказка всегда интересна для нас.
Прочитайте еще раз слова Валерия Шевчука, которые сопровождали нас на протяжении всего урока, объясните, как вы их понимаете.
Ученики рассказывают.
III. Итог урока.
IV. Домашняя задача.
Выразительно читать и пересказывать сказку «Крашенная Лиса», нарисовать к ней иллюстрацию; составить небольшую сказку о приключениях домашних животных: «Если бы звери могли говорить».
Литературные Сказки. Иван Франко «Крашенная Лиса»