Литературные учителя Андреева Л. Н
По тематике ранние рассказы Андреева близки прозе Г. И. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ч. Диккенса. В них описывается быт социальных низов. В основе сюжета часто оказывалась трогательная пасхальная или рождественская история, в которой действовали положительные и отрицательные герои.
Герой рассказа «Петька на даче» — забитый десятилетний ребенок, похожий на «состарившегося карлика». Особенность Андреева-писателя в том, что он вмешивается в судьбу своих героев, и судьба Петьки по воле автора меняется в лучшую сторону. Обратите
Уже в его ранних произведениях проявляются «мятежи внутри человека» , проникнутые идеями демократизма и гуманизма. Он творчески воспринял опыт Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова и обратился к психологическим проблемам.
С М. Горьким, который стал для молодого писателя наставником и ввел в большую литературу, Андреев познакомился в
1900 году. На средства Горького издательство «Знание» выпустило первую книгу Андреева «Рассказы» . Л. Андреев считал Горького своим учителем, который научил
Своим учителем Андреев считал и Л. Н. Толстого: «Толстой прошел надо мной и остался во мне. Выше Толстого я никого не знаю, каждое его произведение считаю образцом искусства и мерилом художественности». В этом нет противоречия, как отмечают литературоведы, Горький «был товарищем по литературному цеху», а Толстой — «критерием отношения и к жизни, и к литературе». Добавим еще, что по мироощущению Андрееву был близок Ф. М. Достоевский.
В письме к Вл. Немировичу-Данченко Андреев говорил о своей пьесе «Милые призраки»: «Как увидите, это нечто «из Достоевского» — кусок его психобиографии. Конечно, все факты, за исключением прихода Некрасова и Белинского, вымышлены, но мне важны были не факты, а его душа.
Он даже носит в пьесе другую фамилию… Сквозь создания Достоевского к его жизни и духу — вот мой путь, не знаю, историчен ли Достоевский моей пьесы, но думаю, что в каком-то важном плане он глубоко подлинен». В 1907 году Андреев расходится с М. Горьким в оценке символистов, отказывается сотрудничать в «Знании» и выбирает в литературесвой путь. «Как был, так и остался вне партий», — признавался он, хотя на все перемены в политической жизни откликался незамедлительно. В его произведениях звучали бунтарские мотивы, он выступал против порабощения воли человека. Эта позиция проявлялась в сфере художественного мышления писателя: «…по существу моей литературной деятельности — я революционер, но это не то революциоиррство, которое требуется моментом».
Это явилось причиной полного разрыва с Горьким и ухода Андреева из лагеря реалистов.
Литературные учителя Андреева Л. Н