Литературный обзор творчества Чингиза Айтматова

Чингиз Айтматов — одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом.

Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.

Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали

особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: «Джамиля» , «Тополек мой в красной косынке» , «Первый учитель» . На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: «… в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе…

Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах». Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей —

сподвижников не направлена на то же?

И разве не глубоко прав критик В. Панкин, что «уважать учителя — эта наука почему — то дается труднее других».

Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью.

Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни, предания, мифы, легенды. От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.

Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч. Айтматова. «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» — произведения первого этапа. Второй образуют повести «Материнское поле» и «Прощай, Гульсары!» . Третий же начинается с «Белого парохода» . Это также «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря» и роман «Буранный полустанок». «Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие — вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова к все более глубинным сутям», — пишет исследователь творчества писателя Г. Грачев.

Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести «Пегий пес, бегущий краем моря». Смысл ее в думах старика Органа: «… перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто.

Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров». Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману «Буранный полустанок» .

Главное в романе — это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.

Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выходит в свет «Плаха». Эта книга об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени — наркомании, и многом другом.

По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.




Литературный обзор творчества Чингиза Айтматова