Ломоносов как ученый общественный деятель

Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность.

Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках — физике и химии.

Так, опередив на сто лет свое время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул — мельчайших частиц, из которых состоят все

окружающие нас тела. Он разработал теории газа и света, которые лишь много лег спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества. Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввел химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии и т. д. Он положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география.

В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России стал читать

публичные лекции по физике.

Эти прекрасные черты Ломоносова-ученого неразрывно были связаны в нем с выдающимися качествами общественного деятеля. Горячий патриот, Ломоносов не щадил себя в борьбе за благо отечества, за отечественную науку. «Я к сему себя посвятил, — говорил он, — чтобы до гроба моего с неприятельми наук российских бороться… стоял за них смолоду, на старость не покину». На протяжении всей своей работы в Академии наук он вел борьбу против иностранцев, возглавлявших академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России и преграждали доступ к науке русским.

В многочисленных своих произведениях — научных, публицистических и поэтических — Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, создания русских специалистов во всех областях знания. Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.

По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь, в советскую эпоху, имя своего великого основателя.




Ломоносов как ученый общественный деятель