Лопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»

Лопухов и Кирсанов, обыкновенные «новые люди». Кирсанов был сын писца уездного суда… Лопухов с очень ранней молодости; почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с двенадцати лет помогал отцу в переписывании бумаг, с четвертого класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу».

Лопухов и Кирсанов — типичные демократы как по своему прошлому, так по своим интересам и стремлениям.

Многие черты их характеров сближают эти образы с героем романа » Отцы и дети «.

Как Базаров гордился тем, что его дед землю пахал, так они гордятся своим простым происхождением. Чувство собственного достоинства, упорство в достижении цели, вера в свои силы, большой ум, сильная воля, суровая жизненная школа невзгод и лишений, пройденная Лопуховым и Кирсановым,- все это роднит их с Базаровым. Они так же, как и Базаров, занимаются изучением медицины, увлекаются естественными науками.

Все то, что правдиво воспроизвел Тургенев в образе разночинца, находим мы в образах Кирсанова и Лопухова.

Образы Лопухова и Кирсанова поэтому многими своими чертами существенно отличаются от образа Базарова.

Героя Чернышевского действуют, рассуждают и чувствуют часто совсем не так, как Базаров. Базаров стремился только «землю расчистить». Строить же, по его мнению, будут другие.

Герои Чернышевского не только разрушают старый мир, но сами же строят новое общество.

Базаров отрицал искусство, поэзию, живопись, музыку. Лопухов и Кирсанов, особенно последний, натуры, тонко чувствующие прекрасное, они знают и любят искусство. Кирсанов, например, страстно любит музыку, оперу; Лопухов недурно играет на фортепьяно.

Базарову было чуждо умение находить и чувствовать красоту природы, для него природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лопухову и Кирсанову также не свойственно молитвенное, созерцательное отношение к природе, но они умеют любоваться ее красотой, и человек для них не только работник в «мастерской» природы, но и творец, преобразователь, создатель новых прекрасных ее форм. Лопухов и Кирсанов, как и Базаров, охотно занимаются опытной, прикладной стороной науки, но, в отличие от Базарова, они преимущественное значение придают теории, проверяя ее практикой.

Не так, как Базаров, откосятся Лопухов и Кирсанов к женщине.

Они не только признают за женщиной право на независимость, но и помогают ей добиться подлинной свободы и независимости, ибо твердо знают: «где нет свободы, там нет счастья». Лопухов и Кирсанов верят в святость и прочность дружбы между людьми. «Свою голову я отдал бы в твои руки без раздумья»,- говорит Кирсанов Лопухову. Для Базарова же дружба — только «ощущение».

Во всех своих поступках они проявляют благородство, нравственную чистоту, «высокую порядочность и человечность. Так, Лопухов спасает «из подвала» Веру Павловну, Кирсанов спасает Крюкову, потом же, полюбив Веру Павловну, но не желая разбивать счастья Лопухова, отдаляется от него, а Лопухов в свою очередь, видя, что Вера Павловна может быть счастлива только с Кирсановым, «сходит со сцены».

«Нозые люди», подобные Лопухову и Кирсанову, обладают холодной головой и горячим сердцем. Они действуют, руководствуясь теорией «разумного эгоизма». «Эта теория,- говорит Лопухов,- холодна, но учит человека добывать тепло… Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания.

Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия — в правде жизни».

Они поступают по «расчету», но расчетливы, по их мнению, только благородные поступки. Честность, великодушие и расчет — для них понятия тождественные. Человек не может быть счастлив, если он не борется за счастье других людей.

Лопухов и Кирсанов отдают всю жизнь народу, работают для него в силу внутренней потребности и в этой деятельности находят глубокое удовлетворение. Лопухов охотно занимается с фабричными рабочими, просвещая их, а попав в Америку, борется

За освобождение негров; Кирсанов бесплатно лечит бедняков, с радостью читает лекции швеям в мастерской Веры Павловны.

Облегчая жизнь другим людям, они не лишают этим себя радостей жизни, не приносят себя в жертву. «Жертва — сапоги всмятку»,- говорят эти люди. Лопухову нелегко дается «уход со сцены», но он решается на этот поступок и в нем черпает счастье и наслаждение.

«Я узнал,- говорит он,- какое. высокое наслаждение — чувствовать себя поступающим, как благородный человек… какое высокое наслаждение чувствовать себя… человеком». «Я действовал в собственном интересе, когда решился не мешать ее счастью».

Вся деятельность Лопухова и Кирсанова одухотворена высокой целью: они верят в наступление «золотого зека» — коммунизма — и своей деятельностью стараются приблизить то время, «когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне». Лопухов и Кирсанов — люди нового типа. «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них — человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть».

Такими рисует Чернышевский образы обыкновенных «новых людей» в своем романе.

Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — «порядочные люди нового поколения».




Лопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»