Лопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»
Лопухов и Кирсанов, обыкновенные «новые люди». Кирсанов был сын писца уездного суда… Лопухов с очень ранней молодости; почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с двенадцати лет помогал отцу в переписывании бумаг, с четвертого класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу».
Лопухов и Кирсанов — типичные демократы как по своему прошлому, так по своим интересам и стремлениям.
Многие черты их характеров сближают эти образы с героем романа » Отцы и дети «.
Все то, что правдиво воспроизвел Тургенев в образе разночинца, находим мы в образах Кирсанова и Лопухова.
Образы Лопухова и Кирсанова поэтому многими своими чертами существенно отличаются от образа Базарова.
Герои Чернышевского не только разрушают старый мир, но сами же строят новое общество.
Базаров отрицал искусство, поэзию, живопись, музыку. Лопухов и Кирсанов, особенно последний, натуры, тонко чувствующие прекрасное, они знают и любят искусство. Кирсанов, например, страстно любит музыку, оперу; Лопухов недурно играет на фортепьяно.
Базарову было чуждо умение находить и чувствовать красоту природы, для него природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лопухову и Кирсанову также не свойственно молитвенное, созерцательное отношение к природе, но они умеют любоваться ее красотой, и человек для них не только работник в «мастерской» природы, но и творец, преобразователь, создатель новых прекрасных ее форм. Лопухов и Кирсанов, как и Базаров, охотно занимаются опытной, прикладной стороной науки, но, в отличие от Базарова, они преимущественное значение придают теории, проверяя ее практикой.
Не так, как Базаров, откосятся Лопухов и Кирсанов к женщине.
Они не только признают за женщиной право на независимость, но и помогают ей добиться подлинной свободы и независимости, ибо твердо знают: «где нет свободы, там нет счастья». Лопухов и Кирсанов верят в святость и прочность дружбы между людьми. «Свою голову я отдал бы в твои руки без раздумья»,- говорит Кирсанов Лопухову. Для Базарова же дружба — только «ощущение».
Во всех своих поступках они проявляют благородство, нравственную чистоту, «высокую порядочность и человечность. Так, Лопухов спасает «из подвала» Веру Павловну, Кирсанов спасает Крюкову, потом же, полюбив Веру Павловну, но не желая разбивать счастья Лопухова, отдаляется от него, а Лопухов в свою очередь, видя, что Вера Павловна может быть счастлива только с Кирсановым, «сходит со сцены».
«Нозые люди», подобные Лопухову и Кирсанову, обладают холодной головой и горячим сердцем. Они действуют, руководствуясь теорией «разумного эгоизма». «Эта теория,- говорит Лопухов,- холодна, но учит человека добывать тепло… Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания.
Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия — в правде жизни».
Они поступают по «расчету», но расчетливы, по их мнению, только благородные поступки. Честность, великодушие и расчет — для них понятия тождественные. Человек не может быть счастлив, если он не борется за счастье других людей.
Лопухов и Кирсанов отдают всю жизнь народу, работают для него в силу внутренней потребности и в этой деятельности находят глубокое удовлетворение. Лопухов охотно занимается с фабричными рабочими, просвещая их, а попав в Америку, борется
За освобождение негров; Кирсанов бесплатно лечит бедняков, с радостью читает лекции швеям в мастерской Веры Павловны.
Облегчая жизнь другим людям, они не лишают этим себя радостей жизни, не приносят себя в жертву. «Жертва — сапоги всмятку»,- говорят эти люди. Лопухову нелегко дается «уход со сцены», но он решается на этот поступок и в нем черпает счастье и наслаждение.
«Я узнал,- говорит он,- какое. высокое наслаждение — чувствовать себя поступающим, как благородный человек… какое высокое наслаждение чувствовать себя… человеком». «Я действовал в собственном интересе, когда решился не мешать ее счастью».
Вся деятельность Лопухова и Кирсанова одухотворена высокой целью: они верят в наступление «золотого зека» — коммунизма — и своей деятельностью стараются приблизить то время, «когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне». Лопухов и Кирсанов — люди нового типа. «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них — человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть».
Такими рисует Чернышевский образы обыкновенных «новых людей» в своем романе.
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — «порядочные люди нового поколения».
Лопухов и Кирсанов в романе «Что делать?»