Любимые темы и мотивы Шимборской

Шимборская с самого начала сосредоточивает свои художественные поиски в кругу конкретных реалий — повседневных, цивилизованных, бытовых, естественных, политических, а также известных фактов и исторических, культурных и научно-популярных гипотез. Решительно опирается на «банальности»: наблюдение за уличными сценами, «неважные» встречи со знакомыми или незнакомыми, подборки газетных информаций, журналистские сплетни, энциклопедические статьи, на услышанные диковинки и т. п. Она широко использует повседневный язык, разнообразные

закостенелые фразеологизмы и затертые обороты.

Этот материал, эти разные «языки», на которых разговаривает мир вокруг нас, служит ей для формулирования принципиальных вопросов и глубоких проблем. Шимборская, когда речь идет о ее цели и амбициях, является поэтессой сугубо интеллектуальной, а точнее философской.

Одной из важнейших черт поэтического языка Шимборской являются антиномии, оксюмороны, многозначность выражений, парадоксальная и доминантная над всем тем, глубокая и двойная ирония, ирония опытного мудреца и одновременно, полная шарма, ирония салонной дамы. Почти никогда эти стихи не являются

в узком смысле «лирическими» или же субъективными сверками. Героем здесь является не столько «я» поэтессы, сколько ситуации внешнего мира — обзор с иронической дистанции, но эта дистанция и эта ирония получают лирическое измерение уже потому, что Шимборская охватывает ими и себя.

Эти стихи одновременно очень простые и очень сложные, коммуникативные и очень неоднозначные, преисполненные юмора и серьезности, «конкретные» и «абстрактные», наполненные отстранениям и личным потрясением.

Главная проблематика ее творчества состоит в такой иерархии: проблема возможности объясниться с «другими», проблема существования человека как индивида и как рода, его отношение к другим формам существования, проблема отношения бытия к небытию и суетности, проблема познавательных возможностей человека, особенно повторяемости истории и сомнительная эффективность ее уроков, акцидентность, поверхностное положение человека в объективном времени и объективном пространстве. Обыкновенность вещи у Шимборской является автоматизацией необычности существования, а мир в своей целостности и каждая его крупинки — замаскированным с точки зрения естественности исключением, просто ли статистическим случаем, когда любое конкретное существование является, будто чудом и брешью в беспредельности небытия.

Шимборская является лауреатом ряда наград: польского Пен-клуба, награды им. Й. В. Гете и им. Й. Г. Гердера, Нобелевской премии. В 2001 г. поэтесса получила диплом члена американской Академии искусства и литературы.




Любимые темы и мотивы Шимборской