Любовь И МИЛОСЕРДИЕ В XXI ВЕКЕ

Пожалуй, из всех человеческих чувств любовь являет­ся самым загадочным. Может быть, именно поэтому в древ­ние времена человек решил, что наиболее подходящим символом этого чувства должна быть луна с ее перемен­чивостью — убыванием и возрастанием, а также невиди­мой обратной стороной. Однако во все времена любовь была и самым трагич­ным чувством.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспом­нить лучшие и прекраснейшие страницы любовной лири­ки прошлого и настоящего. Конечно, это не говорит о том, что не было, нет и не может быть счастливой

любви. Таких примеров тоже достаточно.

Но если говорить о любви в новом веке, то она все-таки представляется больше трагической, чем счастливой. Любовь воспета многими и многими поколениями поэтов, художников, музыкантов. Но до сих пор на нашей плане­те так и не возникло общества, основанного на культе человеческой любви. И чему только не поклонялся чело­век на протяжении своей долгой истории, каких только культов не было! А вот культа любви и милосердия так и нет.

Вслед за русским классиком А. Куприным нам остает­ся лишь мечтать о том прекрасном времени, когда любовь станет «светлой религией мира». А пока

мы видим совершенно иное. В наш нигилисти­ческий и даже циничный век на пьедестал возведен Его Величество Секс.

И это — самый красноречивый показа­тель тех результатов, к которым привел современного чело­века научно-технический прогресс. Современные люди стараются не отстать от времени, создают себе комфортные условия для личной жизни. Их душами завладевает насто­ящий «монстр потребительства».

А потому человек пере­стает искать настоящую любовь, зато без всякой устали ищет удобств, комфорта, выгоды и наслаждений. Челове­ческие взаимоотношения приобретают прагматический ха­рактер, и любовь становится браком по расчету. Люди вы­ходят замуж или женятся на квартире, даче, машине, деньгах, должностях, но не по любви. Не думаю, чтобы в прошлые века человек не думал о жизненных удобствах.

Но тогда этот вопрос не ставился так остро, а потому не бросался в глаза. Но теперь, когда бытовые условия жизни достигли совер­шенства, казалось бы, человек должен вздохнуть с об­легчением. Он мог бы немного расслабиться, оторвать свой взор от земли и перестать быть рабом вещей. Но — парадокс! — именно теперь он и оказался в тесном пле­ну вещизма. Во всей истории человечества не было времени более кровавого, жестокого и циничного, чем XX век.

Мировые войны, диктаторские режимы, грандиозные катастрофы… Нигде и ни в чем не осталось загадки, тайны, щекотливо­го ожидания чуда великого открытия. И все это не могло не отразиться на любви и милосердии.

Благодаря Фрейду и его последователям с самого прекрасного человеческо­го чувства сброшены все покровы. Тысячу раз был прав французский мыслитель Ларош­фуко: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». Нынеш­нее время является лучшей иллюстрацией этих слов. Современные люди потеряли истинную любовь. Они даже не пытаются ее найти, потому что из-за постоянной не­хватки времени заменили ее различными суррогатами.

Рас­кованность, мгновенно переходящая в распущенность, де­монстрация интимных сцен в кинофильмах, культ изощ­ренной эротики заставили современного человека поверить, что любовь — это сексуальное общение. А настоящая лю­бовь — это духовное единение. Она — в духовной гармо­нии, сердечной близости и абсолютной незаменимости любимого человека.

Подобный взгляд на будущее самого прекрасного из человеческих чувств может показаться пессимистичным. Но события XX века не дают повода для иных размыш­лений. Вульгарно истолкованное учение Фрейда и его последователей привело к борьбе за эмансипацию и «сек­суальной революции».

Произошла подмена любви сексом, внутренней гармонии — внешним общением между людь­ми, «храма любви» — «рынком любви». В своих рассуждениях по этому поводу еще в 60-е годы XX века Фромм говорил о «разрушении любви» на Западе. Причину подобного явления известный психолог связывал с отчуждением современного человека от самого себя, дру­гих людей и природы. Он указывал на то, что моделью любых отношений на Западе являются рыночные отноше­ния. И любовь не стала исключением.

Как на рынке поку­патель обращает внимание на яркую внешнюю упаковку товара, его соответствие моде и другим потребительским признакам, точно так же и в отношениях между мужчи­ной и женщиной на первое место выступают внешняя атрибутика, социальное положение и т. д. В женщинах це­нят внешнюю привлекательность, умение «подать себя», умение вести домашнее хозяйство и т. д., а в мужчинах — должность, власть, деньги. В доказательство поверхностного и легковесного от­ношения к любви Фромм приводит огромное количество «ширпотребных фильмов» о счастливой и несчастной люб­ви, «низкопробные песенки», рассчитанные на массового потребителя. Он писал: «Ныне на Западе считается «мод­ной» любовь, в истоке которой — внезапно нахлынувшее чувство, эмоциональная спонтанность, необузданная страсть, исключающие ответственность, человеческую се­рьезность, духовно-нравственное родство и взаимопонима­ние между партнерами».

В таком обществе люди только говорят о любви, но куда более важными считаются карьер­ный успех, престиж, деньги, власть и т. п. Так было на Западе почти полвека тому назад. То же самое происходит сегодня на наших глазах в России. Хоро­шо это или плохо? Ответ, по-моему, очевиден.

Но при всей его очевидности выбор остается за каждым из нас. В настоящее время любовь пребывает во враждебном ок­ружении. Когда закончится это состояние, никому неизве­стно. Но вот что хорошо известно, так это то, что без любви в обществе не будет ни взаимоуважения, ни взаи­мопонимания, ни милосердия.

А без них человек уже не человек, а его жалкое подобие.




Любовь И МИЛОСЕРДИЕ В XXI ВЕКЕ