Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова

Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.

Уже в таких произведениях, как «Тройка», «В дороге», «Колыбельная песня» открылось замечательное качество некрасовской поэзии — демократизм, любовь к народу. Умение проникать в мир других людей определило совершенно новое изображение характера простого человека, мужика — такого в лирике

до Некрасова не было. Особенно ясно это видно на примере произведения «В дороге», где показана история жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель. В этом произведении звучит истинная народная речь. По мнению Некрасова, любить народ — это ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье.

Поэтому личное в его поэзии неотделимо от народного. Так, в произведений «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет «великим делом любви». Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский

народ-богатырь, «врачующие просторы родной земли, ее бескрайние нивы и зеленые леса, снежные зимы» — вот тот неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В «Тишине» он заявил: «Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал!» Судьба труженика волновала Некрасова, он горячо сочувствовал народу, рисуя вопиющие картины жизни городской бедноты и крестьянского быта.

Мир поэзии Некрасова — это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного народа. Он страстно мечтал о свободе людей: «Мать-отчизна! Дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей!» Сердце поэта наполнено болью о горькой участи народа: «Народ! Жгучее, святое беспокойство за жребий твой донес я до седин!» И все же Некрасов не уставал надеяться, он предсказывал будущее народа: «Вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Некрасов верил, что «русскому народу преграды не поставлены: пред ним широкий путь». Будущее страны представлялось поэту как жизнь свободного, процветающего общества: …Освобожденный от оков, Народ неутомимый Созреет, густо заселит Прибрежные пустыни; Наука воды углубит: По гладкой их равнине Суда-гиганты побегут Несчетною толпою, И будет вечен бодрый труд Над вечною рекою… Николай Алексеевич Некрасов назвал поэму » Кому на Руси жить хорошо » «эпопеей народной жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы — русский народ.

Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство. Русское крестьянство предстает в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создает ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях : на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе.

Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое.. Например, в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое — чумной порок России», в главе «Сельская ярмонка» — настроение приподнятости, оживления, праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте, водовороте лиц автор неожиданно задерживает внимание на каком-то второстепенном герое — и дает его развернутую характеристику. Таков, например, в главе «Сельская ярмонка» пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке. В создании массовых сцен Некрасов использует прием многоголосья, когда кроме голоса автора появляются другие персонажи.

Поэт мастерски воспроизводит поток живой разговорной речи, метко индивидуализирует речь героев. В море людских голосов выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни. Характерный пример — глава «Пьяная ночь», где реплики сливается в одной строфе в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах раскрываются особенности национального характера : бесшабашная удаль, душевная широта, способность к сопереживанию. Взгляд Некрасова реалистичен, трезв.

Крестьяне предстают перед читателями и жестокими, и безобразно пьяными, и невежественными до дикости. Но крестьянство, обладает способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой. Среди народа Руси, автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного словесного искусства. Богатство черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах поэмы. Вся поэма с начала и до конца пронизана атмосферой духовных поисков. «Кому на Руси жить хорошо» начинается спором семерых мужиков, этот спор является не только зачином, но и началом целой системы споров и напряженных размышлений.

Спорит с Вертенниковым Яким Нагой, спорят о Ермиле Гирине Федосей и поп, Матрена Тимофеевна рассказывает о спорах Савелия с самим собой и со всем крестьянством, в споре рассказываются легенды о Кудеяре, о Якове верном, о крестьянском грехе. Индивидуальные образы поэмы — это образы постоянно ищущих правду жизни людей. Индивидуальный бунт против несправедливости, душевная стойкость воплощены в образе Савелия, которому даны черты эпического героя.

Дух свободолюбия как будто передан им в наследство Матрене Тимофеевне. Но в героине поэмы есть как душевная красота русской женщины, так и жертвенность матери и жены. А в Якиме Нагом выражены правдоискательство и тяга к прекрасному.

Русский народ в изображении Некрасова — сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень — и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающем к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно.

И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.




Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова