«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» . По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Тема любви в творчестве писателей. 2. Куприн — поэт любви. 3. «Гранатовый браслет» — рассказ о «святой» любви. Любовь.

Этой теме посвящено столько стихов, написано столько произведений. Пожалуй, ни один писатель или поэт не обошел эту тему в своем творчестве. Для кого-то это было сладостное чувство, дарящее счастье и ощущение покоя. Для кого-то любовь была испепеляющим чувством, страстью, с которой трудно справиться.

Сколько цветов и оттенков может быть у этого чувства. Одно точно, человек, испытавший любовь, познавший ее

светлые и темные стороны, уже никогда не будет таким, каким был прежде. Это своего рода испытание, которое «перерождает нас самих», которое оставляет отпечаток на всей нашей жизни.

Не обошел в своем творчестве тему любви и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Перу этого замечательного прозаика принадлежит большое количество рассказов о любви, каждый из которых поражает тем сильным и необыкновенным чувством, описанным в нем.

У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических

ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал «великое благословление всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Главной героиней рассказа является молодая женщина Вера Николаевна, чья жизнь текла спокойно и размеренно, пока ее не пересекла та самая роковая и возвышенная любовь, о которой идет речь в рассказе. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Она была благородной, удивительной женщиной, достойной настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн образу генерала Аносова. Именно на него возложена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Размышления о любви генерала способствует тому, чтобы его внучка с разных сторон посмотрела на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

Куприн доверил своему герою сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Он любит Веру Николаевну на протяжении восьми лет, но боится выдать ей свое настоящие имя, поэтому пишет письма, а которых рассказывает о своей любви. Развязки этой трагической любви наступает вскоре после того, как Желтков дарит на день рождение Вере Николаевне подарок. В роли этого подарка выступил символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Браслет ценен для Желткова, потому что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти.

В самом деле, Вера Николаевна неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а Вера Николаевна с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Гранатовый браслет символизирует любовь, которая не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества, ведь Желтков всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня.

Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, и уверен в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство. Он пишет возлюбленной: «… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга». К сожалению, значение браслета Вера Николаевна понимает слишком поздно.

Ее одолевает беспокойство. «Все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это — любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он действительно любит, любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Для Желткова его любовь к Вере Николаевне — это божий дар, великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет.




«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» . По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»