Любовь в лирике поэта

В лирике Пушкина в огромной степени раскрываются одаренность и богатство его поэтической натуры. Среди многих умений, подаренных ему природой, есть талант любить, ощущать окружающую красоту, способность ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств — любовь. При чтении его стихов о любви, возникает ощущение беспредельности этого чувства, которое не подчиняется даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина одинаково понимаема и актуальна для всех возрастов: «любви все возрасты покорны».

Она захватывает

своим очарованием и юных читателей, только начинающих жить, и зрелых, умудренных опытом людей. Каждый человек может найти что-то свое ранее пережитое и реально прочувствованное. Пушкинские стихи о любви по сути являют собой своеобразный поэтический дневник, который отражает его жизненные переживания на протяжении его короткой, но ярко прожитой жизни.

Передает все основные оттенки и этапы развития его любовного чувства, которое видоизменялось вместе с ним на протяжении жизни.

Стихотворение «Желание», написанное в юношеские лицейские годы, передает одну из граней этого чувства — печаль, мучительную

тоску, уныние одиночества, первой несчастной любви. Но даже эти юношеские переживания дороги лирическому герою. Несмотря на то, что нереализованная любовь иногда причиняет боль, он не хочет, а может и не способен как это порой бывает, избавиться от нее:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже переживание платонической любви способно одухотворить жизнь человека, сподвигнуть его на какие-то действия — в этом смысл стихотворения. Умирать от любви конечно неправильно. Это скорее проявление юношеского максимализма и в какой-то степени эгоизма.

Проходит время, Пушкин взрослеет. Вместе с этим меняется и его поэтическое восприятие любви. Новое звучание любовной лирики поэта мы находим в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…».

В нем пересекаются две могучие стихии — природа и человеческая любовь. Величественный пейзаж, полный гармонии напоминает о пробуждении новой любви в душе поэта, которую можно черпать из окружающей природы:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, но на данный момент все это отступает и поэт испытывает полное единение с природой.

Что же в дальнейшем поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь к женщине, которая может творить чудеса и которая со временем опять приходит в жизнь поэта. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с удивительной женщиной того времени — А. П. Керн, с которой он познакомился ранее в Петербурге, и в которую влюбился.

Эта встреча произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие унылых серых деревенских будней, казалось уже, смогли убить его любовь:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и его душа. Но встреча с «гением чистой красоты» совершает переворот в его душе — воскрешает с новой силой чувство любви, несущее с собой новое творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В другом лирическом произведении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой, Пушкин воплотил, открывшееся перед ним новое чувство любви, давшее ему ощущение прелести и духовного богатства мира. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, он узнает прекрасные черты любимой женщины. Поэт преисполнен благодарности богу за эту встречу, которую даровал ему Творец. Формируется его идеал женской красоты:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Со временем к поэту приходит понимание гуманной основы любви, которое находит воплощение в стихотворении «Я вас любил». Но вместе с этим оно передает его жизненное переживание расставания с любимой женщиной, которое неминуемо опять его преследует. И вновь приносит грусть в его жизнь. Именно тогда нередко в человеке просыпается ревность, обида и мстительность.

Но это отсутствует в стихотворении. Есть только вполне уместная печаль, вызванная расставанием с дамой, любовь к которой у него еще «угасла не совсем», благодарность за счастливые минуты жизни, которые она ему даровала, и пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти искренне пережитые строки заставляют задуматься о том, что настоящая любовь мужчины к женщине не может быть чисто эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно уметь сохранять щедрость, широту души, доброжелательность, благородство, как бы не было трудно. К подобным выводам меня приводит изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, создавая окружающий мир вокруг себя духовно богатым и прекрасным.

Каждое лирическое стихотворение Пушкина содержит обобщение пережитого и прочувствовано им. Очень жаль, что он так рано ушел из жизни в расцвете сил. Прожив жизнь до старости, он мог бы подарить человечеству еще немало удивительных лирических произведений, в том числе о любви, возможно уже к своим детям, внукам.

Очень жаль…




Любовь в лирике поэта