Любовь в стихах и творчестве
В поэзию Блока вторгалась также музыка самой жизни с ее прозаическими интонациями, что в наибольшей степени проявилось в поэме «Двенадцать»
Идеалом поэта было гармоническое единство человеческой жизни и природы, которое он называл «мировым оркестром». Этой музыке бытия он противопоставлял «антимузыкальность» буржуазной и мещанской жизни, используя в музыкальном строе своей поэтической речи диссонансы, звуковые контрасты, резкие, раздражающие звуки.
Большое место в поэзии Блока занимает тема любви. Она проходит в разных
Блок воспел рыцарское служение женщине, светлые озарения и вдохновения любви. В женщине он всегда видел нечто неземное, идеальное, сравнивал ее со звездой, кометой, снежным костром, стихией, космосом:
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Любовь понималась им как средоточие высшей красоты мира, высшее проявление человечности в человеке, символ жизни, творчества. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,- сказал он в стихотворении «Когда
Одним из шедевров лирики Блока является стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе» , покоряющее глубиной и сдержадностью человеческого чувства, благородным отношением героя к женщине. Здесь обыкновенная земная любовь понимается как самая большая ценность, ‘большая, чем доблести, подвиги, слава.
Любовная лирика Блока — это исповедь сердца, лирический дневник, но в ней отразились бури и тревоги сложного времени, в которое жил поэт.
«Завершая поэтические искания XIX века,- пишет известный исследователь творчества поэта В. Н. Орлов,- Блок создал особый тип лирики, поднимающей большие общественно-моральные и культурноисторические проблемы, проникнутой острым чувством истории и действительности».
Под влиянием общественных событий личные переживания поэта наполнялись все большим социальным содержанием. После поражения революции 1905 года усиливается критическое, обличительное начало в его поэзии. В цикле стихотворений «Страшный мир» Блок обращается к сатирическому изображению буржуазного мира $ его бездуховностью, пустотой, мертвенностью, пошлостью. Поэт и себя самого чувствует пленником и жертвой «страшного мира», поэтому здесь звучат пессимистические ноты одиночества, тоски, разочарования в жизни.
В годы реакции с особой силой проявилась противоречивость мироощущения Блока, определившая такую характерную особенность его поэтики, как контрастность. Это контрастность образов, мотивов, лексики, художественных приемов. Блок испытывал одновременно «и отвращение от жизни, и к ней безумную любовь», но стремился к цельности и гармонии. Об этом говорит его программное стихотворение «О, весна без конца и без краю» :
О; весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечтах
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Со щитом в руках поэт, как воин, идет навстречу жизни с ее радостями и невзгодами:
И смотрю, и вражду измеряю,
Венавйдя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Блок считал, что, несмотря на все трудности и беды, жизнь в сущности прекрасна: «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен».
В мрачные годы реакции Блок сохранил веру в творческие силы народа, в его способность к борьбе, в нем он видел спасение от «страшного мира». В отличие от тех декадентов-символистов, которые проклинали и презирали народ, предсказывали гибель России, Блок верил в ее бессмертие, в ее великое будущее, призывал интеллигенцию к сближению с народом.
Источники:
- Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время. Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» .
Любовь в стихах и творчестве