Любовная лирика Заболоцкого Н. А
В 1956-1957 гг. поэт создает лирический цикл «Последняя любовь», состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания. По словам А. В. Македонова, «это рассказ о каком-то несчастье, огромной душевной боли, разделившей любящих, временном разрыве; затем, после каких-то, также мучительных колебаний, происходит новое соединение и окончательное примирение…».
В этих стихах далеко не все так просто и однозначно. Пожалуй, ни о чем здесь не сказано
Глубоко личные любовные переживания неизменно проецируются на жизнь окружающей природы. В теснейшей связи с ней видится поэту то, что происходит в его собственном сердце. И потому уже в первом стихотворении простой «букет чертополоха» несет в себе отсветы Вселенной: «Эти звезды с острыми концами, / Эти брызги северной зари… / Это тоже образ мирозданья…» И одновременно это конкретнейший, пластический и одухотворенный
И в других стихотворениях цикла наряду с прямым непосредственным выражением чувства, оно возникает и отраженно — в пейзажных картинах, живых деталях окружающей природы, в которых поэту видится «целый мир ликованья и горя» и «чуть живое подобье улыбки твоей» .
Заглавное и, пожалуй, ключевое стихотворение цикла — «Последняя любовь» . В нем есть элементы описания и повествовательности. Это своего рода фрагмент новеллы, рассказ-зарисовка о последней встрече-прощании двух влюбленных. Исследователи отмечали сюжетную и образную перекличку этих стихов с одноименным стихотворением Тютчева из «Денисьевского цикла» 1850-1860-х гг. и рассказом Чехова «Дама с собачкой».
В стихотворении Заболоцкого действие развертывается на фоне осеннего пейзажа, еще пышно цветущей, но уже обреченной на увядание природы, смены времени суток, времен года. Эти пространственно-временные образы в их пластически-живописной конкретике, динамике, психологической насыщенности отражают внутреннее состояние двух любящих: в том, как «трепетали созвездья огней» и «мотор трепетал тяжело», слышен трепет их сердец. В ярких, ослепительных красках «уходящего лета» столь же отраженно передана вспышка их поздней, последней страсти:
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут,
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
При всей важности внутренних ассоциативных ходов, емкости образных деталей композиция стихотворения обладает строгой завершенностью. В финале вновь появляются возникшие уже в первой строфе машина и «утомленный работой шофер», глазами которого, собственно, мы и видим эту краткую сцену последнего свидания влюбленных:
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало.
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни.
Что давно уж их песенка спета,
То, что, к счастью, не знали они.
В заключительных стихотворениях цикла драматическая жизненная коллизия разрешается и на смену мучительным переживаниям приходит чувство просветленности и умиротворения. Неугасим в памяти «животворный свет страданья» и мелькающий редкими зарницами «отдаленный слабый свет» счастья, но, главное, все самое тяжелое позади: «И только души их, как свечи, / Струят последнее тепло».
Любовная лирика Заболоцкого Н. А