М. А. Булгаков. Ревизор с вышиванием

Как объяснить название сценки? Сценка включает строки из комедии Го­голя «Ревизор», которую ставит на сцене

Клуба самодеятельный коллектив. По­скольку в это время приходится удалять из зала одного из зрителей, то автор и на­звал сценку «Ревизор с вышибанием».

Какую часть первого явления комедии «Реви­зор» Гоголя удалось исполнить неудачливым участ­никам самодеятельности?

Самодеятельным актерам удалось испол­нить лишь первые реплики комедии Гого­ля. Настойчивый член клуба, которого не пускали в зал, сорвал

представление в самом его начале.

Почему только четыре чиновника из пьесы Го­голя участвуют в этой сцене?

В сцене, которую удалось исполнить, принимают участие не все участники пьесы, поскольку действие пьесы только началось в тот момент, когда представле­ние было прервано.

Можно ли в этой крохотной сценке обнару­жить завязку, кульминацию и развязку? Где они? Назовите и подтвердите свою правоту.

В «Ревизоре с вышибанием» завязка отчасти совпадает с завязкой «Ревизора» Гоголя. Это известие о том, что едет ревизор. И сразу же вслед за фразой го­родничего раздается страшный грохот. И этот

грохот — завязка «Ревизора с вы-

Шибанием». Кульминация наступает в тот момент, когда в события включаются все зрители. Развязка — падение члена клуба в оркестр.

Какую роль играет публика?

В сценке «Ревизор с вышибанием» публика играет роль еще одного дейст­вующего лица, которое то выступает «еди­нолично», то параллельно с отдельными голосами героев из толпы. Эти реплики принадлежат то члену клуба, то члену правления, то голосу из толпы, то просто публике. Во всех случаях это — голос из толпы и одновременно активный участ­ник событий.

Именно поэтому в списке действующих лиц числятся «Голоса».

Зачем в пьесе появился суфлер?

Суфлер является одним из главных дей­ствующих лиц в этой сценке. Он несколь­ко раз включается в общий диалог и игра­ет активную роль в создании той неразбе­рихи, которая возникает на сцене. Без него было бы трудно показать, насколько плохо исполнители освоили свои роли.

Какие приемы, использованные писателем, дают нам право считать произведение сатириче­ским?

Сценка, которую создал Булгаков на ос­нове письма рабкора с одной из станций Донецкой дороги, имеет много примет сатирического произведения. В ней вполне сатирический сюжет, подсказанный пись­мом рабкора. В ней забавен список дейст­вующих лиц, объединивший и героев комедии Гоголя, и толпу жителей полу­станка. В ней забавны все активные участники событий.

И в ней использован набор художественных средств, привыч­ных в сатирических произведениях. Эти приемы охватывают реплики героев и да­же ремарки.

Обратим внимание на сочетание реп­лик с ремарками:

«Публика. Время. Времечко!

Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сра­жающихся с контролем. На освещенной сце­не комната в доме городничего».

Публика не только кричит, но и «топает ногами». Она одновременно и действую­щее лицо, и множество действующих лиц.

Наконец, можно вернуться к эпиграфу. Это письмо рабкора, которое и было причиной событий и своеобразной завяз­кой при создании этой сценки.

Что высмеивает автор вслед за рабкором?

Автор вслед за рабкором высмеивает конкретный эпизод, о котором написал рабкор из глубинки. Но автор видит этот забавный эпизод на широком бытовом фо­не. Он для него — один из эпизодов, ри­сующих и невежество, и скудость жизни далекого полустанка, и стремление пре­одолеть сложности нищенского быта.

Какую роль играет эпиграф в этой пьеске?

Роль эпиграфа в этой пьеске необычна. Эпиграф, включающий письмо рабко­ра, — это первопричина создания произ­ведения, и в то же время он дает возмож­ность подчеркнуть сатирический ха­рактер изображения событий.




М. А. Булгаков. Ревизор с вышиванием