М. Алданов. Чертов мост. Как изображена забота Суворова об очеред­ной награде?

Как изображена забота Суворова об очеред­ной награде? Почему рассказ о желании Суворова получить еще одну награду вызывает такое щемя­щее чувство? Заботы Суворова об очередной награде подчеркиваются автором во многих гла­вах. Фельдмаршал использует даже свою репутацию человека с чудачествами, что­бы намекнуть на очередную возможную награду: он поддергивает свои чулки, что­бы «подсказать» возможность вручения ему ордена подвязки. Едва ли это желание получать всевозможные награды было лишь причудой человека.

Больше основа­ний

думать, что наличие награды давало возможность более активно включаться в решение важных вопросов и государст­венных дел и было практически деловой необходимостью. Очевидно, именно по­этому неуклюжие попытки полководца обратить на себя внимание, чтобы увели­чить число наград, вызывают не раздра­жение и насмешку, а грустное и даже ще­мящее чувство жалости и сочувствия у читателя.

Попробуйте охарактеризовать особеннос­ти характера Суворова.

В повести Алданова характер Суворо­ва, человека и полководца, обрисован до­статочно полно. Перед нами талантливый военачальник и проницательный человек, который

не только умеет быть и стратегом и тактиком, решая военные проблемы, но и с блеском преодолевает трудности, кото­рые перед ним ставит жизнь. В повести можно проследить за тем, как он активно использует свои недостатки и легенды о своем поведении для достижения военных и даже стратегических целей.

Мы наблю­даем за тем, как он заботливо лелеет ле­генду о том, что ему не страшна пуля, вы­ходя далеко вперед за позиции своих войск. Очевидно, что он умел включить в реестр своих находок и использовать для тактических или стратегических реше­ний любой пустяк, любой случайно воз­никший эпизод.

Так, не говоря о личной храбрости, да­же бесстрашии этого старого человека, мы видим их в практическом проявлении. Не называем же их как важнейшие качества потому, что они — не главное в характере Суворова. Талант полководца предполага­ет личное мужество и отвагу как одно из необходимых условий.

А его достоинство — умение видеть целое, управлять движени­ем войск и событий, эти события предви­деть и соизмерять, оценивать их действия и последствия.

Но мы не забудем и его своеобразное чувство юмора, и демократизм, и живой интерес к людям, и желание преодолевать собственные слабости.

В главе IV описываются события после победы русской армии под Нови. Как оценивается эта победа и ее реальные резуль­таты?

Победа русской армии под Нови при­несла освобождение Италии от французов и вознесла славу Суворова до чрезвычай­ных высот. Но реальные результаты побе­ды во многом зависели от политиков и властителей, которые так и не сумели вос­пользоваться достигнутой победой.

В романе повествователь — вымышленное лицо Юлий Штааль. Как вы представляете его роль в повествовании?

Повествователь Юлий Штааль — лицо вымышленное и в то же время очень важ­ное в повести. Именно от его имени ведет­ся повествование. Одновременно он и до­статочно активный участник событий и при этом детально изображенный харак­тер.

Таким образом, рассказ ведется от лица рядового участника событий, до­вольно умного человека, характер и амби­ции которого также последовательно про­слеживаются в произведении. Это помога­ет и нам, читателям, видеть события на достаточно близком расстоянии, пони­мать их, почти соучаствовать в их сверше­нии.

Опишите сменяющие друг друга сцены са­мого ответственного момента в победе на Черто­вом мосту:

А) Суворов на пути к Чертовому мосту;

Б) описание событий сражения глазами Штааля;

В) краткий финал.

При ответе используем текст:

А) «Суворов всю дорогу ехал верхом впе­реди, в старом плаще, который в армии называли родительским. В самых ужас­ных местах фельдмаршал проезжал над пропастями так же хладнокровно, как проходили над ними тавернские мулы»;

Б) «Покатые зеленые горы… сменились страшной цепью голых отвесных непрохо­димых скал… Внизу стены, в том самом месте, где в нее упиралась дорога, чернело отверстие. «Дыра смерти!» — бледнея, сказал офицер рядом со Штаалем. Впере­ди ревел водопад…

В эту минуту по лугу сзади, недалеко от того места, где нахо­дился Штааль, медленно выехал мелкой рысью казачий отряд…

— Да ведь это безумие! Нельзя туда вор­ваться верхом, они головы разобьют о ска­лы! — сказал он…

Рысь все ускорялась и перешла в га­лоп… Средневековые люди, стоя в стре­менах, согнувшись, слились с конями. Вдруг у первых трех казаков пики точно сами вырвались из бушметов, за ними шашки сверкнули в воздухе, галоп пере­шел в дикий карьер, и в ту же секунду раздался ужасный нечеловеческий визг… Центавры с воем неслись к Урнскому под­земелью…

И тотчас, покрывая рев водо­пада, вой казаков, несшееся сзади «ура!», что-то со страшным треском прокатилось по ущелью. Эхо подхватило и понесло между гор звук картечи и быструю стре­котню ружейной пальбы.

Штааль позже с трудом мог связать и объяснить свои воспоминания»;

В) «Страшное ущелье вдруг осветилось. Отвесные скалы вспыхнули золотом… Су­воров вдруг остановился и вскрикнул: — Где проходит олень, там пройдем и мы!..

Ледяной ветер выл в Чертовой долине».

Какими средствами достигает автор яркости и драматизма описания решающего сражения — кульминации романа?

События описывает рядовой их участ­ник — Штааль. Конечно, это не только описание событий, но и описание тех чувств, которые волновали этого свидете­ля и одновременно участника. Таким об­разом, автор помогает нам, читателям, приблизиться к их восприятию, делает и нас почти их соучастниками.




М. Алданов. Чертов мост. Как изображена забота Суворова об очеред­ной награде?