М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки «для детей изрядного возраста»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Салтыкова-Щедрина; дать представление о политической сказке на примере сказки «Медведь на воеводстве»; раскрыть понятие «эзопов язык»; расширить литературный кругозор учащихся. Оборудование: таблица, портрет М.
Салтыкова-Щедрина. ХОД УРОКА I.
Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель.
Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие. Много труднее выговаривать необходимые, но горькие истины.
К его слову внимательно и настороженно прислушивалась цензура, специальное учреждение, которое ведало надзором за печатью. Категорически запрещалось любое произведение, если в нем усматривалась критика самодержавного порядка. Салтыков-Щедрин сполна испил эту горькую чашу.
Но и писатель не оставался, что называется, в долгу. Он выработал привычку беседовать с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намекам и
Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы пробудилось наконец в народе сознание своей силы, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. а для этого нужно было очень сильно любить людей, любить родину, любить народ, верить в него. (Обращение к портрету М. Салтыкова-Щедрина.
) III. Работа над темой урока 1. Слушание «литературных визиток» 2. ознакомление со статьей учебника о жизни и творчестве М.
Салтыкова-Щедрина 3. Коллективная работа по составлению хронологической таблицы «жизненный и творческий путь писателя» 1826 г. — год рождения М. Салтыкова-Щедрина ; 1856 г. — возвращение М.
Салтыкова из ссылки, год «рождения» н. Щедрина ; 1861 г. — отмена крепостного права; М.
Салтыков-Щедрин служит в провинции; его отношение к «крестьянской реформе» сложное: сознавая ее половинчатый характер, он предвидит и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства. С 1868 года М. Салтыков-Щедрин сначала вместе с н. некрасовым, а с 1878 года, после смерти н. некрасова, единолично возглавляет «Отечественные записки», один из самых лучших, смелых демократических русских журналов второй половины ХIХ века, запрещенных правительством в 1884 году.
1889 год — год кончины великого писателя. 4. Сообщение учителя — В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. «Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.
Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни и три сказки созданы в 1869 году.
«Сказки» как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Условно все сказки М. Салтыкова-Щедрина можно разделить на четыре тематические группы: y сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы; y сатира на либеральную интеллигенцию; y сказки о народе; y сказки, разоблачающие частнособственническую мораль. 5. работа над идейно-художественным содержанием сказки «Медведь на воеводстве» Аналитическая беседа Y К какой группе сказок можно отнести эту сказку? Y Как в сказке рассказывается о царствовании в лесу трех воевод-медведей?
Y Какую цель ставили перед собой каждый из правителей? Y Отразились ли на общем состоянии лесной жизни смена «царей»? Y Какая участь постигла всех топтыгиных?
Y раскройте идейно-художественный смысл сказки «Медведь на воеводстве». 6. обобщение учителя — В сказке «Медведь на воеводстве» развертывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. рассказывается о царствовании в лесу трех воевод-медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, а ретивого добрый. но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. не случайно про топтыгина 1-го в сказке говорится: «…он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина». Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной, медвежьей природе власти. Оно и совершается с каким-то наивным простодушием: «Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. наконец, забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил. Сделавши все это, сел на корточки и ждет прощения». топтыгины из сказки «Медведь на воеводстве», посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать «кровопролитий».
Этим они вызывали гнев народа, и их постигла «участь всех пушных зверей» — они были убиты восставшими. IV. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа — Какие факты биографии писателя характеризуют его как человека и гражданина? — Какие причины побудили М.
Салтыкова-Щедрина обратиться сначала к 1869 году, а затем в 1880-е годы к жанру сказки? — Чем привлекала писателя сама форма сказки? — Что вынуждало М. Салтыкова-Щедрина пользоваться «эзоповым языком»? 2. Заключительное слово учителя — В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует здесь отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж.
Сатира по своей художественной специфике чуждается подробностей, она изображает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, которые преувеличиваются и укрупняются. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает и углубляет потенциально заложенное в них сатирическое содержание. а фантастическая форма является для него надежным способом эзоповского языка, в то же время понятного самым широким демократическим слоям русского общества. С появлением сказок существенно изменяется сам адресат щедринской сатиры, писатель обращается теперь к народу.
V. Домашнее задание Прочитать сказку «Премудрый пескарь».
М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки «для детей изрядного возраста»