М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это

Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это. Четырехстопный ямб с муж­ской рифмой, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву, — пишет В. Г Бе­линский. — Упругость, энергия и звучное однооб­разное падение его удивительно гармонируют с со­средоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Найдите строфы, которые бы с особой си­лой подтвердили это суждение великого критика.

Бой с барсом введен в сюжет поэмы Лер­монтовым в тот момент, когда,

казалось, его героя покидают последние силы. По­теря дороги среди нескончаемого леса, ут­рата надежды найти путь на родину, со­знание своей беспомощности — все это приводит в отчаяние Мцыри, но он остает­ся гордым, способным отвергнуть возмож­ные сострадание и жалость. Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы. «Могучий дух его отцов», который был присущ ему с детст­ва, заставил преодолеть минутную сла­бость и вступить в смертельный бой с опас­ным хищником и одержать победу. Стро­фы 16, 17 и 18 являются кульминацией поэмы — моментом наивысшего
напряже­ния действия.

Рассмотрим теперь более подробно стро­фы, представляющие собой кульминацию, и обратим внимание на те чувства, кото­рые охватывают Мцыри при виде барса и в битве с ним. Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою, далее это упоение от­крытой и честной схваткой, полное слияние с дикой природой, чувство радости и торжество победы. Та­ковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его жизни и свободы.

Высказывание В. Г. Белинского об особен­ностях стиха в поэме имеет прямое отноше­ние к строфам, рисующим бой Мцыри с бар­сом.

При чтении строфы 16 и начала строфы 17 обратим внимание на стиховые перено­сы, которые использует Лермонтов.

Справка. Стиховой перенос — это несовпадение синтаксической и рит­мической паузы в стихе. Например:

Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна…

Частое использование пауз, стиховых переносов в строфе 16 способствует замед­ленному темпу повествования, приближа­ет ритм стиха к ритму повествовательной речи — чувствуется ожидание схватки.

Я Ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой…

Раздался вдруг.

Как только противники схватываются в поединке, напряжение борьбы подчиняет се­бе ритм, убыстряет его, делает стих упру­гим, энергичным, звучным. По словам

В. Г. Белинского, четырехстопный ямб с мужской рифмой «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву»:

Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор Широкий лоб его рассек…

И наконец, последние строки строфы18 — слова Мцыри о побежденном про­тивнике, о котором он говорит с ува­жением, признавая его мужество:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..




М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это