М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности поражения героя
Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности поражения героя и в то же время утверждения его духовной мощи?
Уже в строфе 6 дан пейзаж, который открывается Мцыри из «высокой башни угловой» еще до своего побега. Он видит разделенные потоком «темные скалы», простершие друг к другу «каменные объятья» в надежде соединиться, однако это невозможно: «Но дни бегут, бегут года — \ Им не сойтиться никогда!» Это как бы предсказывает тщетность усилий Мцыри обрести снова родину, неосуществимость
Приближение трагического финала ощущается и дальше, начиная со строфы 14. Герой подавляет силой воли желание пойти за молодой грузинкой, так поразившей его прекрасным голосом и красотой, помня о главной цели своего побега.
Приближение ночи, потеря в нескончаемом лесу дороги, сам лес, становящийся «страшней и гуще каждый час», «миллионы черных глаз» ночи, которая смотрит «сквозь ветви каждого куста», пропавшие из вида горы — все это предвещает близкую катастрофу, дает почувствовать трагизм положения героя.
Однако «могучий дух» Мцыри преодолевает
Познав «блаженство вольности», Мцыри особенно остро почувствовал драматизм своего положения: «судьба смеялась надо мной». Огонь безжалостного дня лишил его последних сил и надежд когда-нибудь увидеть свою «родную сторону». В монастыре, куда был принесен в тяжелом состоянии, он «на допрос не отвечал», все «увещевания» монаха «гордо» выслушал, но не стал просить прощения за свое бегство из монастыря.
Последние слова Мцыри проникнуты тоской по «милой стране».
М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности поражения героя