М. Ю. Лермонтов. Мцыри. В поэме «Мцыри» — романтический сюжет, романтический герой и романтический пейзаж
В поэме «Мцыри» — романтический сюжет, романтический герой и романтический пейзаж. Подтвердите это.
В романтических произведениях всегда ощущается прямая оценка автором его героев и их поступков, изображенных событий. Лермонтов открыто прославляет свободолюбие Мцыри, его мужество, жажду жизни, полной «тревог и битв», о которой мечтает юноша. События, изображенные в романтических произведениях, всегда яркие, исключительные, в них с необычайной силой раскрывается характер героя.
Автора интересуют не столько сами
В центре романтических произведений всегда личность яркая, мятежная, героическая — таков и Мцыри. Герою Лермонтова присущи не только мужество, сила воли, презрение к смерти, но и способность жить одним всепоглощающим чувством, одной страстью:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах
Где люди вольны, как орлы.
Это высказывание Мцыри и все его дальнейшие поступки подчеркивают его свободолюбие, стремление познать «блаженство вольности» и исключительную целеустремленность. Атмосфера смирения и покорности чужда пламенной, мятежной натуре юноши. Умирающий Мцыри в последний момент прощания с жизнью думает о «родине святой», до которой ему не удалось дойти.
Дуя романтических произведений характерна яркая контрастность героев. Хотя в поэме Лермонтова дан монолог Мцыри, но внимательный читатель ощущает, что герой поэмы все время противопоставляет свое представление о жизни убеждениям монахов, словно вступая с ними в спор. Для монахов главное в жизни — смирение, жизнь без потрясений и бурь, отказ от радостей земных во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Для Мцыри главное — свобода, вольность, жизнь, полная радостей, волнений, тревог, борьбы, жизнь активная с ее напряжением, бурями, опасностями, готовность героя поменять «рай и вечность» за несколько минут пребывания на родине. Таковы два контрастных представления о жизни и их несовместимость, отсюда и резкое противопоставление Мцыри себя — монахам:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…
Пейзаж в романтических произведениях, как правило, экзотический, является важнейшим средством раскрытия характера героя. «Седой, незыблемый Кавказ», вся окружающая природа близка мятежной натуре Мцыри. Не случайно он постоянно слышал зов могучей природы, находясь в монастыре, и чувствовал, что понимает ее язык. Обратите внимание на метафоры и сравнения, которые использованы в речи Мцыри при описании горных хребтов, скал. Пейзаж помогает почувствовать психологическое состояние героя. Природа в поэме — не фон, а активная сила: она вызывает и радость, и отчаяние героя, в тот момент, когда ощущает в ней враждебную силу.
Последнее желание Мцыри — быть похороненным вне стен монастыря, чтобы ощутить еще раз, как прекрасен мир, который ему приходится покидать так рано, почувствовать прощальный привет родного Кавказа.
Какую роль играет звук монастырского колокола в поэме?
Далекий звон монастырского колокола является для Мцыри свидетельством постигшей его катастрофы: неожиданным для него самого является возвращение на то место, с которого он отправился в путь: «Вернулся я к тюрьме своей». Это был конец мечты вырваться на свободу, найти дорогу на родину. Звон церковный сравнивается с ударами железа, бьющего в грудь и лишающего последней надежды Мцыри:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.
Попробуйте доказать точность утверждения В. Г Белинского, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта».
Справка. Идеал — это совершенное воплощение в данном случае в художественном образе черт, которые особенно высоко ценит в человеке автор произведения.
В Мцыри, любимом образе Лермонтова, поэт воплотил черты, близкие ему самому: свободолюбие, жажду активной жизни, полной бурь и тревог, мятежность, нежелание покоряться судьбе, бесстрашие, мужество, исключительную целеустремленность. Так ярко, проникновенно, образно передать чувства своего героя мог только человек, близко воспринимающий состояние Мцыри. Читатель это ощущает постоянно и вместе с непокоренным Мцыри переживает его трагедию.
Один из современных исследователей поэзии Лермонтова Д. Е. Максимов писал, «что смысл поэмы «Мцыри» заключается в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели».
М. Ю. Лермонтов. Мцыри. В поэме «Мцыри» — романтический сюжет, романтический герой и романтический пейзаж