М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой

Прочтите вновь каждую из трех частей стихо­творения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказатель­ства того, что две части стихотворения несут приме­ты сатиры, а одна — элегии.

Стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» — ранняя по времени и не­превзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. «Нашей славой» на­зван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к «дивному гению», пре­клонение перед его личностью и поэзией, глубокая

горечь утраты, вызванная ги­белью Поэта, боль и негодование против тех, кто «злобно гнали его свободный, смелый дар».

Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, рез­кой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интона­ция на протяжении стихотворения.

В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случай­ны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: «Погиб…», «Пал…», «Убит!..», «Угас…», «Увял…», «Его

убийца…», «И он убит…».

Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оп­равданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта и толпы, с ненавистью отно­сящейся к его «свободному, смелому да­ру», для «потехи» раздувающей «чуть затаившийся пожар». Лермонтов видит в этих людях соучастников преступле­ния, соучастников убийства и резко бро­сает им в лицо прямое обвинение: «Что ж? Веселитесь…»

В первой части налицо все признаки са­тиры: резкое обличение общества в соде­янном преступлении — убийстве Поэта.

Вторая часть по своему настроению, ин­тонации отличается от первой — это эле­гия, в которой чувствуется скорбь по без­временной кончине «певца», автора «чуд­ных песен». Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб — разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение пе­ред «чудной силой» его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в «завистливый и душный свет» — собрание «насмешливых невежд», сумев­ших отравить последние мгновения Поэта «коварным шепотом».

Три раза в этой части повторяется вопрос: «Зачем?» В нем чувствуется горечь и даже упрек, обра­щенный к «невольнику чести».

Первые пять строк этой части и послед­ние четыре окрашены особой печалью: «Замолкли звуки чудных песен, \ Не раз­даваться им опять…» Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обога­щается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным : «Сраженный, как и он, безжалостной ру­кой».

В третьей части от элегического настро­ения не остается следа. Эта часть непо­средственно связана с первой частью, но звучит она уже по-другому. Последние 16 строк представляют собой гневную сати­ру, имеющую резко выраженный полити­ческий характер.

В них чувствуется но­вый накал страсти, возмущения, гнева. В тексте последней части пять восклица­тельных предложений, в каждом из них чувствуется не просто обвинение, но и уг­роза. Эти строки обращены к толпе, стоя­щей у трона, к палачам «Свободы, Гения и Славы». Говоря о «надменных потом­ках», автор стихотворения имеет в виду определенный слой петербургской знати, ту ее часть, которая завоевала принадлеж­ность к высшему кругу путем подобост­растия, дворцовых интриг.

Теперь их ох­раняет закон. «Но есть, есть Божий суд… Есть грозный судия» — в этих словах сли­ваются и Божий суд, и суд истории. На­ивысшей силы достигает гнев автора сти­хотворения в словах:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!




М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой