М. Ю. Лермонтов — «воплощение вечно печального духа отрицания и сомнения»

1. Мотивы разочарования и одиночества. 2. Образ демона, «духа отриианья, духа сомненья» в лирике Лермонтова. 3. Отголоски демонического начала в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда. М. Ю. Лермонтов

Хотя творчество М. Ю. Лермонтова в определенной степени является продолжением пушкинской традиции, трудно не

заметить огромную разницу в эмоциональном настрое лирики этих двух великих русских поэтов. Если для поэзии А. С. Пушкина характерна светлая тональность, вне зависимости от того, пишет ли он о радостных или печальных переживаниях, то в лирике Лермонтова одним из основных мотивов выступает сумрачная меланхолия, порожденная разочарованием и острым осознанием собственного одиночества в этом мире. Подобное мироощущение роднит лирику Лермонтова с творчеством английского поэта Дж.

Байрона: Нет, я не Байрон, я другой, Еще не ведомый избранник, Как он, гонимый миром странник… Нужно отметить, что увлечение поэзией Байрона

пережил и Пушкин. Однако, говоря о Лермонтове, следует иметь в виду, что речь идет не о подражании, а об особенностях восприятия окружающей действительности. Лирический герой Лермонтова, как и персонажи произведений Байрона, четко осознают свое одиночество в мире. С темой одиночества у Лермонтова связаны мотивы собственной избранности и разочарования в людях: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Подобные мотивы встречаются даже любовной лирике Лермонтова: Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их? Все эти характеристики — одиночество, ощущение собственной избранности, разочарование и гордость — являются непременными атрибутами мятежной личности, отвергающей привычный миропорядок. Неудивительно, что Лермонтов так часто обращался к образу демона, «духа отрицания и сомнения», противника Бога.

Однако было бы несправедливо утверждать, что в лирике Лермонтова царит беспросветная тьма; пожалуй, можно сказать, что в творчестве поэта нашли отражение и сумрачная грусть усталой и разочарованной души, и ясное, по-детски незамутненное созерцание мира, как, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». И демоны в лирике Лермонтова — это отнюдь не канонически черные фигуры с рогами и копытами, опирающиеся на вилы. Демон в лирике Лермонтова — это всегда масштабная личность, изначально щедро одаренная Творцом. Интересно отметить, как именно Лермонтов показывает стихийную сущность демона:

Собранье зол его стихия; Носясь меж темных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров; Он любит пасмурные ночи, Туманы, бледную луну, Улыбки горькие и очи Безвестные слезам и сну. Как тут не вспомнить знаменитое лермонтовское: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! В стихотворении «Я не для ангелов и рая…» поэт напрямую соотносит себя и своего мрачного героя: Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой.

Возможно, в чем-то подобное сопоставление можно расценивать как дань байронической традиции, сделавшей привлекательным образ дьявольски гордого и мрачного героя. Однако думается, что здесь дело не только в популярности определенного художественного мотива; соотнесение с демоном призвано подчеркнуть одиночество поэта в мире: Прочти, мою с его судьбою Воспоминанием сравни И верь безжалостной душою, Что мы на свете с ним одни. Величественный и зловещий образ демона встает со страниц одноименной поэмы Лермонтова. Этот демон сильно отличается от своих «собратьев», ранее появлявшихся в лирике поэта.

Он не испытывает радости ни от своей разрушительной деятельности, ни от созерцания диких красот природы: Нигде искусству своему Он не встречал сопротивления — И зло наскучило ему… И дик и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего. Итак, демоном владеет скука, почти как гетевским Фаустом, мечтавшем о волшебном плаще, благодаря которому он сумеет увидеть дальние страны. Однако лермонтовскому демону и это средство не помогает от беспросветной тоски и угнетающей скуки. Он свободно и уверенно летит над миром, но это его ничуть не радует.

Облик и песня молодой княжны Тамары неожиданно привлекают внимание демона. Почему? Когда-то «дух изгнанья» был светлым ангелом, он не позабыл этого, несмотря на свой мятеж против Бога и бесчисленные века, прошедшие с тех пор.

Что такое время для бессмертного?

Казалось бы, то чувство, которое овладело демоном при виде Тамары, могло бы стать толчком к его духовному перерождению. Почему же этого не происходит? Демон искренне стремится любить и жаждет быть любимым.

Но что такое любовь? «Бог есть любовь», а Бога демон отверг, поэтому он может воспринимать любовь лишь как власть, обладание душой своей избранницы. Именно путь власти и выбирает демон. Чтобы завладеть Тамарой, он губит ее жениха, лишает девушку душевного покоя, а когда ее измученную душу уносит ангел, демон и ему готов бросить вызов. Власть завоевывается, и здесь хороши любые средства — так ведь нередко думают и многие люди.

А любовь, если она истинная, всегда дар Бога. В этом и трагедия демона — он хочет любить, хочет избавиться от постылого одиночества, но лишь собственными усилиями, не желая принять помощи от своего Создателя. Отголоски демонической стихии можно найти и в других героях произведений Лермонтова. Особенно яркое проявление «дух отрицания и сомнения» нашел в образе Печорина, главного героя романа «Герой нашего времени».

Как и лермонтовский демон, он «любил для себя, для собственного удовольствия», поэтому его любовь никому не принесла счастья, даже ему самому. И разве не напоминают козни демона те маневры, благодаря которым Печорин завоевывает любовь Мэри — любовь, которая ему и не нужна вовсе? Интересно отметить такую подробность. Печорина никак нельзя назвать нерешительным человеком — его стараниями, можно сказать, и закручивается колесо фабулы.

Толчком к действию у этого человека нередко служит отнюдь не уверенность в успехе, а сомнения. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Отрицанье также проявляется в характере Печорина достаточно сильно: «У меня врожденная страсть противоречить… Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом…».

Конечно, в творческом наследии Лермонтова можно найти и другие подтверждения фразы, вынесенной в заголовок. Однако даже при поверхностном анализе наиболее известных произведений мы легко убедимся в ее справедливости.




М. Ю. Лермонтов — «воплощение вечно печального духа отрицания и сомнения»