Максим Рыльский «Молюсь и верю…», «Сладкий мир!». Мотивы поисков душевного равновесия, красоты в жизни и в душе
Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути поэта, через процесс работы над поэзиями постичь патриотизм М. Рыльского, учить выразительно читать поэзию, выяснить ее идейно-художественную ценность; на примере жизни художника воспитывать у учеников трудолюбие, ощущение красоты художественного слова.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация проектов, аудиозапись стиха «Розы и виноград», эпиграфы.
О, тихая пристань рабочего стола, Где еще на якорях дремлют верные рифмы, Где мысли
Все для человека и всегда с человеком. Это завещание Максим Рыльский пронес сквозь бурю и снег, сквозь всю свою жизнь. Михаил Стельмах.
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Выскажите свои взгляды, мысли относительно сказанного в эпиграфе урока.
ІІ. Проверка домашней задачи.
2. Конкурс на лучшего чтеца наизусть поэзии Н. Зерова.
Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
1. Вступительное слово.
В 1920-х годах М. Рыльский принадлежал к художественной группировке «неоклассиков». На протяжении
Как и остальные неоклассики, Рыльский непосредственно своим творчеством не реагировал на политические поэзии и на протяжении 1920-х годов полно изолировался от советской действительности, лишь иногда в открытой форме или в виде иронических откликов проявлял негодование против идейно-политической и литературной атмосферы, которая властвовала тогда. Такое поведение поэта вызвало острые нападения официальной критики, которая, наконец, закончилась арестом НКВД в 1931 г., после чего он почти год просидел в Лукьяновской тюрьме. После заключения Остап Вишня забрал его к себе в Харьков на несколько дней в гости.
Его товарищи-неоклассики М. Драй-Туча, П. Филипович, Н. Зеров были репрессированы и погибли в концлагерях.
3. Психологический эксперимент.
Вы — Н. Зеров, друг М. Рыльского. Попробуйте от его имени рассказать о раннем творчестве Рыльского.
Раннее творчество М. Рыльского.
Здесь поэт искренний, откровенный, открыто говорит о своих настроениях и чувствах, так как самый открытый человек бывает именно тогда, когда над ним не стоят негласные запреты. Тем не менее, М. Рыльский не спешил писать о революции, тех общественных движениях и изменениях, которые происходили в стране.
Поэт много внимания уделял пейзажной лирике, так как в той бушующей неспокойной жизни, в той круговерти войн и смертей, которая сопровождала первые три десятилетия ХХ ст., именно природа осталась единственной отрадой, чистым, незапятнанным человеческой ненавистью источником вдохновения:
Молюсь и верю, Ветер играет И пьяно веет вокруг, И голубые дрожащие стаи Черкают неба берега.
На лоне природы лирический герой задумывается над быстротечностью жизни, над тем, что нет ничего вечного, что человеческая жизнь — лишь малая капля в огромном океане вечности. Тем не менее, эта капля является частью большого, и в ней содержится вся Вселенная:
Разве я не капля малая, Что мир необъятный обняла! Лишь почвы своей не нашла, Лишь крылья родимые потеряла.
Удивительно, что человек, которому едва исполнилось двадцать лет, задумывается над вопросами жизни и смерти, роли человека в этом мире, достигает философских глубин. И этому оказывало содействие не только хорошее образование, но и те тяжелый условия, в которых он рос, в которых формировалось его мировоззрение.
Известно, что война принуждает детей быстро взрослеть, и именно поэтому у молодого поэта появляются мысли взрослого человека. Но и здесь не ощущается мотивов разочарования жизнью, бесполезности всех человеческих попыток оставить о себе след. Наоборот, поэт уверен, что следует жить, наслаждаться каждым днем, который дарит нам жизнь:
Минуют дни, минует лето… Но зачем тоскуем по нему? Прозрачный стакан доверху налит Вином красным и хмельным!
Особенностью его индивидуального стиля является богатство ритмических и интонационных ходов, исключительная мелодичность, музыкальность стиха, богатство тропов-метафор, аллегорий, персонификации и сравнений. Характерным для Рыльского стало постоянное обновление поэтического словаря, насыщение его словами ежедневного употребления, умение пробить поэтическими обычные, «прозаичные» слова и понятия. Как опытный знаток классики, человек эрудированный, он широко использует исторические и литературные ассоциации, параллели, которые создает особый колорит поэтических произведений. Поражают в стихах развернутые образы-символы, среди которых известнейшими являются образы розы и винограда. .
М. Рыльский — поэт-ученый, поэт-эрудит. В царстве мудрости и красоты он исповедует идеал высокообразованного художника, он весь в поисках красоты и душевного равновесия. Стих «Сладкий мир», написанный в форме сонета, принадлежит к ранней лирике поэта.
Почему так хорошо жить на свете? Наверное, ощущение счастья состоит из мелочей: бело-голубое небо, солнце, тонкие ветви деревьев, взгляд любимой. Уже этого достаточно, чтобы, несмотря на «долгие мучения бессердечных лет», понять всю красоту жизни и сказать: «Сладкий мир!».
4. Выразительное чтение наизусть учителем поэзии «Сладкий мир!» .
5. Слово учителя.
Тема исповеди находит продолжение в поэзии «Молюсь и верю». Это произведение любовно-философского направления. Лирический герой сознается в любви ко всему миру, ко всему, что его окружает.
Произведение имеет выразительный жизнеутверждающий мотив.
Чтение стиха учителем.
6. Теоретический практикум.
Ролевая игра.
Такую работу можно предложить выполнять по вариантам или группам.
Наблюдатели за движением сюжета.
— Искатель.
— Иллюстратор.
— Протоколист.
— искатель необыкновенных слов.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Стилистический эксперимент «М. Рыльский — переводчик».
Задача: приведите свой вариант перевода из «Евгения Онегина», сравните с мастерским переводом поэта-классика.
— «Любви все возрасты покорны» ;
— «хандра ждала его на страже» ;
— «шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» .
2. Продолжите мысль.
— «Стихи юного поэта свидетельствовали…».
— «Лирический герой ранней лирики…».
— «Ранние поэзии раскрывают…».
— Стихи М. Рыльского поражают…, вызывают у меня…, принуждают задуматься…
V. Домашняя задача.
1. Составить пирамиды жизненных ценностей Павла Тычины, Николая Зерова и Максима Рыльского. У кого жизнь содержательнее, духовно богаче?
2. Выучить поэзию М. Рыльского.
Максим Рыльский «Молюсь и верю…», «Сладкий мир!». Мотивы поисков душевного равновесия, красоты в жизни и в душе