«Маленький человек»; — литературный тип Гоголя

«Маленький человек»; — литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чи­новник, «винтик»; огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и малоинтересен. Такой герой уже появился в образах Самсона Вы­рина из «Станционного смотрителя»; и Евгения из «Медного всад­ника»; Пушкина, который изображает «маленького человека»; с гу­манистических позиций. Гоголь в «петербургских повестях»; продолжает и развивает эту традицию.

Особенностью

гоголевской трактовки темы «маленького человека»; является сочетание гумани­стического пафоса и христианских мотивов в изображении героев, вызывающих сочувствие, жалость, грусть, и гротеска, приводящего к неоднозначности оценки их личных качеств. Часто писатель ис­пользует при этом образы-символы и фантастику.

С наибольшей силой тема «маленького человека»; звучит в гого­левском шедевре — повести «Шинель»; , ставшей своеобраз­ным символом гоголевской школы в русской литературе. Тема по­вести — человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном

обществе, где происходит стирание, нивелирование личности, где все решает звание и чин. Герой по­вести Акакий Акакиевич Башмачкин стоит внизу бюрократической системы. Он «вечный титулярный советник»; — чиновник 9-го клас­са. Все художественные средства, которые ис­пользует Гоголь, служат одной цели: показать неизбежность превращения человека, пусть и «маленького»;, в ничто. Гоголь подчеркивает типичность, обыден­ность такой ситуации: «В одном департаменте служил один чинов­ник…»;.

Кажется, автор отказывает своему герою во всем — в чувст­ве собственного достоинства, в желании бороться за свою честь, в любви, — практически во всем, что делало бы Акакия Акакиевича неповторимой личностью, человеком со своим лицом. Жестокий и равнодушный мир канцелярских бумаг превратил человека в ма­ленький винтик огромной бюрократической системы.

Этой бездушной системе и противопоставляет Гоголь историю жизни своего героя. Не случайно он до предела заостряет тему ос­кудения личности «маленького человека»;: даже малейшее творче­ское действие — переписать бумагу, изменив в ней грамматическое лицо, — оказывается не под силу ему, всю жизнь занятому чисто механической работой, самого его превратившей в какой-то меха­низм. Но неожиданно в истории с шинелью проявляется то, что ка­жется сначала совсем исчезнувшим в этой пародии на человека.

Сюжет повести строится так, что от рассказа, похожего на извест­ный в то время анекдот о бедном чиновнике, потерявшем ружье, на которое он долго копил деньги, автор переходит к разговору о чело­веческой личности. Не только пожалеть, посочувствовать до край­ности униженному человеческому существу призывает нас Гоголь, — это все же взгляд свысока. Он хочет другого: чтобы мы признали в Акакии Акакиевиче «брата своего»;, то есть равного себе. «Я брат твой»;, — слышится молодому чиновнику как мольба, просьба, об­ращенная к нему Башмачкиным, над которым издеваются сослу­живцы. Это слова из Евангелия, отражающие одну из основ хри­стианской нравственной позиции: все люди — братья.

Это мольба того, кто был обделен в жизни братской любовью, теплом, внима­нием, а потому оказался заточенным в своем скудном мирке.

Очень странным кажется на первый взгляд внутренний мир этого «маленького человека»;. Но в нем есть свои законы, свои про­порции, которые по сравнению с большим миром — внешним — и кажутся фантастическими. Только в таком мире шинель — пред­мет одежды — могла стать «приятной подругой жизни»;. Более того, в ней, в конечном счете, и сосредоточилось все, что, казалось, безвоз­вратно потеряно в «титулярном советнике»;: способность к самопо­жертвованию, целеустремленность в достижении цели, радость, лю­бовь, чувство собственного достоинства, боль и страдание — все то, что присуще человеческой личности.

Вот почему потеря шинели — это подлинно человеческая трагедия, увидеть которую помогает нам писатель.

Но оказывается, что и у противостоящего «маленькому человеку»; «значительного лица»; тоже есть своя трагедия — ведь в этом без­душном бюрократическом мире он также теряет свое подлинное человеческое лицо. И опять писатель показывает, что важен не «генеральский чин»;, а то, что лежит за его пределами, составляет сущность человеческой личности. Генералу не чуждо сострадание, а сердцу его «доступны многие добрые движения»;. Вот только «чин весьма часто мешал им обнаруживаться»;. И в этой ситуации требу­ется, как и в истории Башмачкина, нечто фантастическое, чтобы человеческое лицо «выглянуло»; из-за скрывающего его чина.

Так возникает фантастический финал повести — история о призраке, срывающем шинели со значительных лиц, а вся повесть в целом оказывается не только социальным обличением существующей сис­темы, но и произведением-загадкой, которое ставит «вечные»; во­просы: что такое человек? как и зачем он живет? с чем сталкивает­ся в окружающем его мире? Вопросы эти остаются открытыми, как и финал повести. В конце концов призрак находит именно того ге­нерала, который послужил причиной гибели Акакия Акакиевича, срывает с него шинель и навсегда исчезает. Но кто такой этот при­зрак?

Может быть, это мертвец, мстящий за обиду живого человека или больная совесть генерала, создающего образ обиженного им человека, ушедшего из жизни. А может, это художественный при­ем, «причудливый парадокс»;, как считает В. Набоков, утверждая, что «человек, которого приняли за бесшинельный призрак Акакия Акакиевича — ведь это человек, укравший у него шинель»;. «При­видение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «Тебе чего хо­чется?»; — и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь»;. Так вместе с усатым привидением уходит в темноту и весь гротеск, разрешаясь в смехе. Но остается вопрос, поставленный писателем перед читателями — современниками и потомками: как в этом аб­сурдном, бездушном мире человек может отстоять свое подлинное лицо, сохранить живую душу?

Ответ на него сам Гоголь будет ис­кать до конца своей жизни, пройдя через сомнения, открытия, па­дения и взлеты.




«Маленький человек»; — литературный тип Гоголя