Маленьких трагедий

В 1830 году Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл коротких стихотворных пьес для чтения, который он назвал «Опыт драматических изучений». Но при жизни поэта цикл не был опубликован. Случилось это уже после смерти Пушкина, и именно тогда цикл приобрел новое название: «Маленькие трагедии». Что же объединяет эти произведения, относящиеся к разным историческим эпохам?

И почему Александр Сергеевич решил объединить их в цикл? Попробуем разобраться.

Анализ «Маленьких трагедий» начнем со «Скупого рыцаря.

В центре

сюжета — конфликт двух героев, относящимся к разным поколениям: отца и сына. Этот конфликт можно отнести к разряду проблем в области отцов и детей. Оба героя принадлежат к рыцарству, но к разным эпохам его развития. Барон был воспитан в то время, когда быть рыцарем означало быть благородным воином и богатым феодалом. Альберт же вырос в совсем другое время и его ценности отличаются от отцовских.

Для него рыцарство — это способ весело провести время, побывать в обществе Прекрасной Дамы, поучаствовать в турнирах. Разное у героев и отношение к деньгам. Для Альберта они средство достижения цели, а для Барона они

и есть цель.

Трагедия описывает всеобщее нравственное падение эпохи на примере данных героев. Альберт допускает преступную мысль убить отца ради наследства, а Барон опьяненный чувством власти над миром готов унижаться и лгать, лишь бы не оплачивать расходы сына.

Действие следующей «Маленькой трагедии», «Моцарта и Сальери» происходит в другой эпохе. Место развития сюжета — Австрия 18 века. В основу трагедии легла легенда об отравлении Вольфганга Амадея Моцарта Антонио Сальери. В трагедии две сцены, две встречи героев. Конфликт в этом произведении — это, прежде всего, конфликт двух полярно разных личностей.

Моцарт живет музыкой, считает жизнь и творчество неразделимыми частями одного целого. Сальери же считает себя жрецом искусства. Его отношение к музыке во многом религиозно: он служит ей, относится к ней, как священник относится к священному действу.

Сальери считает, что те, кто слишком беспечны в отношении музыки, не достойны обладать этим талатом. Именно таким праздным человеком он считает Моцарта. Сальери решает отравить его и, тем самым, восстановить справедливость.

Композитор сравнивает отравление вином с причастием, что еще раз подчеркивает его фанатичное, религиозное отношение к музыке.

В отличие от других «Маленьких трагедий», «Каменный гость» не отличается четкими временными рамками. И время действия, и сюжет самые размытые и общие, присущие любой эпохе. В основу сюжета легла классическая история Дон Жуана, которого Пушкин переименовывает на испанский манер в Дона Гуана. Конфликт в этой трагедии — это конфликт человека с его собственной судьбой.

Сам Дон Гуан обречен на трагический исход. Он живет в мире грез, и любовная игра является едва ли не единственным его занятием. А эта самая игра предполагает использования яркого и метафорического любовного языка. И именно это играет с нашим героем злобную шутку. В мире «Каменного гостя» нет места метафорам, все воспринимается четко и прямо.

И поэтому, в ответ на обещание Дона Гуана «за сладкий миг свиданья» заплатить жизнью, оживает статуя командора и исполняет это его желание. В лице Каменного гостя герою противостоит сама судьба, и он сам не догадывается, кому посмел бросить беспечный и шутливый вызов, так печально обернувшийся для него.

В «пире во время чумы» главный герой похоронил семью и теперь председательствует на пире в чумном городе. Люди, прекрасно осознающие свою участь и неизбежность смерти, поэтому пытаются насладиться радостями жизни в оставшиеся крохи времени. С помощью своей песни, Вальсингам бросает вызов Богу. Человек не способен ни на что, кроме этого. Он не может обмануть или предрешить судьбу.

После этой песни он становится не просто председателем, а настоящим жрецом тьмы. Недаром именно в этот момент на сцене появляется Священник. Он призывает пирующих и Вальсингама заново обрести смысл жизни, не отрекаться от Бога, не бороться с ним.

И ему отчасти это удается: Вальсингам произносит имя Бога, тем самым давая понять, что его религиозная картина мира начала восстанавливаться, хотя до полного выздоровления души еще далеко.

Таким образом, проанализировав произведения из цикла «маленькие трагедии», мы пришли к выводу, что произведения этого цикла объединены принадлежностью к историческим эпохам, острыми проблемами, актуальными в любое время и некой религиозной нитью, проходящей через все четыре произведения.




Маленьких трагедий