Мастерство Н. А. Некрасова в изображении народной жизни
Ты и убогая, ты и обильная.
Ты и могучая, ты и бессильная
— Матушка Русь!
Н. А. Некрасов
К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году, после реформы, освобождавшей крестьян от крепостной зависимости. Поэма была задумана как «народная книга», включающая в себя все сведения о жизни простого народа, всего «мужицкого царства». Она отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. После реформы крестьяне получили «волю». Ho юридически отмененная «крепь» продолжает жить,
Крестьяне так же, как и до реформы, находятся под ярмом у помещиков, у церковников. Они так лее забиты, невежественны, вся их жизнь — тяжелая и изнурительная работа. Ho цель Некрасова — показать, что именно эти люди являются носителями и хранителями веками создававшейся богатейшей русской культуры.
Героем своей поэмы Некрасов избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все многомиллионное «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь». Поэтому действующих лиц в поэме очень много. Так, открывающие пролог семь мужиков уже к концу его становятся странниками-правдоискателями.
Они оказываются символом всей проснувшейся, сдвинувшейся с места, ждущей перемен пореформенной народной жизни. Они проходят через великое множество русских селений, деревень, встречают множество людей. С каждым персонажем появляется новая история жизни, раскрываются новые проблемы и радости, т. е. мы знакомимся с новыми сторонами крестьянской жизни.
Широта охвата действительности является одной из отличительных черт поэмы и делает ее подлинно народной.
Поэма затрагивает не только жизнь простого крестьянина. Дорожная стычка мужиков становится великим спором, в который вовлечены все слои русской жизни, все ее социальные силы. Перед нами проходит история и помещика, и попа.
Однако и поп, и помещик, рассказывая свою историю, повествуют об истории возникновения и развития всего духовенства и всего дворянства. Очень сложны в пореформенной России отношения помещиков и крестьян. Формально освободившиеся от крепостной зависимости, крестьяне на деле остаются под ярмом помещика.
Их положение по-прежнему остается самым бедственным; они все так же платят подати своим бывшим владельцам, несут многочисленные барские повинности!
Без земли крестьянин перестает быть крестьянином, а ведь выкуп земли в частную собственность целиком зависел от воли помещика. Помещики, со своей стороны, не очень-то стремились делать уступки народу. Примером может служить князь Утятин, которого крестьяне между собой называют «последышем». Князь Утятин — существо не только полуживое, но и полуживотное. Цель его жизни — чувствовать себя господином, хозяином, быть уверенным в том, что «его» крестьяне безраздельно подвластны ему, что он имеет право «казнить и миловать» но своему усмотрению.
Ho ведь и забитые, отсталые крестьяне, соблазненные посулами, продолжают «играть» в крепостное право, давая возможность таким вот князьям Утятиным издеваться над народом, эксплуатировать его.
Однако уже и в этой темной, сгорбленной непосильным трудом массе начинает просыпаться недовольство положением бесправных «лакеев», появляются люди, готовые встать на борьбу за свободу, за право жить и чувствовать по-своему:
Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец.
В бывших владениях князя Утятина такой человек — Агап. Один он из всех вахлацких мужиков сумел сказать своему барину прямо в лицо, что он — «шут гороховый». Другим примером «русского пролетария» является Савелий, богатырь Святорусский.
В образе Савелия много такого, что объединяет его со всей крестьянской массой. Ho есть и то, что Савелия над этой массой возвышает как личность исключительной судьбы. Савелий — бунтарь, пробывший на каторге 20 лет за убийство своего управляющего Фогеля.
Ho одновременно он и своеобразный народный философ. Его раздумья о богатырском терпении народа трагичны. Он не осуждает и не оправдывает народ за долготерпение. Он видит все сложности жизни крестьянства и не спешит выносить окончательные решения:
He знаю я…
He знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо!
Примером умного, справедливого, рассудительного крестьянина является Ермил Гирин, нашедший в себе мужество тягаться с купцом. Однако Некрасов говорит нам, что не в торгах дело, а в способности народа выступить всем миром. Ведь только благодаря поддержке других крестьян Ермил выторговал мельницу у купца.
Описывает в своей поэме Некрасов и все тяготы жизни русской женщины. Ведь женщина — главная носительница жизни, выражение ее полноты, символ национального существования. Вот почему Некрасов с таким вниманием вглядывался в ее судьбу, художественно исследовал ее в поэме о народе. Жизнь женщины-крестьянки предстает перед нами после рассказа Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Описывая ее жизнь, поэт пытался привести как можно больше примеров судеб крестьянок. От лица Матрены Тимофеевны он рассказывает и о подневольном положении в семье, и о тяготах материнства, о тяжелой работе крестьянки и о доле солдатки, хотя Матрену Тимофеевну миновала эта участь.
Всюду автор вводит в поэму элементы русского народного творчества. С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный топ повествования; неторопливого полурассказа-полупесни, по-народному протяжной. На протяжении всей поэмы мы видим шутки, прибаутки, пословицы, загадки, песни. Лучше всего раскрывают душу народа песни. В голодное, трудное время крестьяне поют горькие, заунывные песни, отражающие их душевный настрой. Умеют крестьяне и повеселиться.
В главе «Сельская ярмонка» автор рассказывает об отдыхе крестьян, об их веселых песнях, плясках, описывает их наряды.
На протяжении всей поэмы автор говорит о главном пороке крестьянина — о его пристрастии к спиртному. Водка лишала крестьян способности трезво судить об их настоящем положении, не давала времени на осмысление его. Некрасов показывает нам, что вся жизнь крестьянина — это работа, чтобы не умереть с голоду, и попойка, чтобы на время позабыть все тяготы жизни.
В заключении можно сказать, что автор открыто восхищается величием и красотой души русского народа. Народ, под бременем крепостничества и сумевший сохранить величие души, бодрость духа, не разучившийся веселиться, шутить, петь, не может не вызывать восхищение. Некрасов подчеркивает широту души русского крестьянина, его способность воспринимать горе ближнего, как свое собственное. Поэма Некрасова стала темой народной жизни пореформенной России.
Читая поэму, мы узнаем как о жизни простого народа, так и о жизни высших слоев общества.
Мастерство Н. А. Некрасова в изображении народной жизни