Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке

Мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс,

чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития знания учащегося.

Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активации процесса обучения.

Задача учителя — найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т.

п., нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель — формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Это целенаправленный процесс.

Максимальная эффективность — когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь.

Школьное воспитание — непрерывное взаимодействие учителя и ученика.

Если процесс воспитания прерывается или идет от случая к случаю, то приходится заново прокладывать след в сознании ученика вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки. Это комплексный процесс, т. е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю — обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день. Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование.




Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке