Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова «Смерть чиновника» и «Человек в футляре»

А. П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: «Краткость — сестра таланта». Писатель считал, что одна деталь может рассказать о человеке гораздо больше, чем самый длинный рассказ.

Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем надо было вместить большое содержание. В маленьком произведении невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому особую

значимость в таких произведениях приобретает художественная деталь. Именно детали несут у Чехова большой смысл. На протяжении всего своего творчества Чехов изучал внутренний мир человека, движения его души. Но все это скрыто от глаз наблюдателя, поэтому он обращает внимание на всякие мелочи.

В чеховских рассказах нет случайных деталей, здесь все значимо. Буквально одна фраза может сказать о человеке все. Например, маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника». Главный герой этого рассказа — чиновник Червяков — многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели»

Гоголя.

В театре, случайно чихнув, чиновник обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед генералом.

Бризжалов был незлым человеком, поэтому он сначала с пониманием отнесся к извинениям Червякова. Однако тот все ходил и извинялся, чем разозлил генерала. Бризжалов выгоняет чиновника вон. Но Червяков не понимает, почему Бризжалов так раздражен, он испугался, что теперь его выгонят и с работы. Он приходит домой и от страха умирает.

В заключительной фразе рассказа Чехов дает объяснение этому событию: «Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Червяков настолько сжился со своей должностью, что даже не снял свой мундир. Чехов показал, что Червяков уже не человек, он — всего лишь винтик машины, все его стремления направлены лишь на удержание в этой системе.

Одним из самых замечательных произведений А. П. Чехова является рассказ «Человек в футляре». Сам герой рассказа и его образ стали сразу же нарицательными. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее. Он так живет потому, что в любом многообразии, в переменах, в удовольствиях для него скрывалась неопределенность, которую он больше всего боялся.

Беликов прятался от жизни. Ее суета, непредсказуемость и опасное движение вызывали у Беликова непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда все эти чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи.

Чехлы и футлярчики, постоянно застегнутые наглухо, такой же застегнутый сюртук характеризуют Беликова лучше, чем любое длинное описание. Беликов всю жизнь чего-то боялся, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

Прозаическое творчество Чехова было открытием для своего времени, потому что предлагало новые пути развития литературы. Чехов научил писателей XX века вниманию ко всему малому, незначимому, он повысил значение детали для характеристики персонажа. Каждая, даже самая маленькая деталь превращается у него в тонкую психологическую характеристику героя и его окружения.




Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова «Смерть чиновника» и «Человек в футляре»