Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со вставной новеллой о Христе и Пилате.

Изменялись и варианты названий романа: «Большой канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В…», «Гастроли Воланда» и др. В 1931 -1932 годах в роман были введены образы Мастера и Маргариты, а в 1937-1938 — появилось окончательное название «Мастер и Маргарита». 4 октября 1939 г., удостоверившись

в смертельной болезни, Булгаков начал диктовать своей жене изменения в роман и продолжал эту работу до последнего дня своей жизни.

Отклики литературных критиков были неоднозначными: некоторые одобрительно относились к нему, но были и такие, которые предъявили обвинение автору в отсутствии классового подхода. Первый полный текст книги вышел отдельным изданием в 1967 г. в Париже, а в СССР — в 1973-м г. И с того времени роман стал «культовой» книгой нескольких поколений читателей.

Советское общество 20 — 30-х лет XX ст. — общество атеистов. И Воланд удовлетворен этим, ведь именно там, где не верят

в Бога, создается пространство для власти Дьявола. События происходят в Москве, наибольшем городе страны, где характернее всего отразились все черты атеистического общества. Роман начинается со спора Берлиоза и поэта Ивана Бездомного о том, существовал ли Иисус на самом деле.

Берлиоз возражает существование не только Иисуса, но и Дьявола. Он утверждает, что человек сама является творцом своей судьбы. Воланд доказывает, что человек не может знать, что с ним состоится даже за несколько минут.

И смерть Берлиоза это удостоверила.

Откровенно ли говорит Булгаков своему читателю, с кем встретился Берлиоз на Патриарших прудах? Нет, автор хочет, чтобы читатель сам «узнал» Воланда. И потому в І разделе так выразительно звучит слог «чор»: черная роговая оправа очков; черные тапочки; дважды чертыхается Берлиоз, потом и Бездомный; трижды промелькнет эпитет «черный» в портрете Воланда; в вечернее небо летят черные птицы.

Узнают Воланда лишь Мастер и Маргарита, хотя тот и не скрывает, кто он. О его статусе свидетельствуют одежда, портсигар, разговоры и т. п..

Жизнь человека с давних времен была осложнена ощущениям присутствия вокруг представителей нечистой силы: демонов, злых духов, колдунов, ведьм. В них верили, их боялись или даже сжигали на кострах средневековой инквизиции. Давние славяне верили, что поле, лес, вода населенные разными потусторонними существами: мавками, русалками, лешими.

Под печью, считалось, жил домовой, и люди старались задобрить его подарками, чтобы он помогал, а не вредил ведению домашнего хозяйства.

ХV-XVI ст. — эпоха особого внимания к «царству тьмы», демонов. Сначала их воображали страшными существами, похожими на летающих мышей — с рогами, глазами, которые светятся, с цепкими лапами. Такие химеры отображены в творениях литературы, живописи, скульптуры. Из эпохи Возрождения демоны стали более привлекательными.

Появляются тайные сатанинские группировки. Окультисты и мистики считают, что Дьявол существует в трех человеках: Дьявол, Сатана, Антихрист.

В 1613 году священник Себастьян Михаелис создал сложную систему для определения демонов. Он разделил их на 3 иерархии. Попытки классифицировать демонов длились и в следующие столетия. Некоторые из них упоминаются и в Библии: Авадцон — ангел бездны, один из высочайших демонов, дух смерти, властитель демонов.

Именно его, считают исследователи, изобразил Булгаков в образе Воланда. Азазел — грешный ангел, демон победы, демон-убийца. Бегемот — демон-паж, учитель демонов, наделяет людей животными инстинктами. Сатана — один из сынов Бога.

Грешный ангел, дух тьмы и зла. Именно он превратился в Змия и подговорил Еву съесть запрещенный плод с дерева познания добра и зла.

«Мастер и Маргарита» — это «роман в романе». Разделы, которые рассказывают о жизни Москвы 30-х лет XX столетие чередуются с разделами романа Мастера о событиях в Ершалайме 2000 лет тому назад, когда римский прокуратор Понтий Пилат вершил суд над Иешуа Га-Ноцри). На основании сюжета романа «Мастер и Маргарита» можно сделать вывод, что Булгаков развивал главные идеи Евангелия от Луки, в котором Христос изображается как сын человеческий.

Ведь Иешуа Га-Ноцри в романе изображен как человек, хотя и необыкновенный. Автор использует библейскую легенду, правда, вместе с тем и отступает от нее.

Балл Сатаны — это вывернутое наизнанку античеловеческое, парад страстей, темных сил и вместе с тем — торжество справедливости, прощание с Москвой. Воланд устраивает балл ради справедливости, лишь бы показать, что тогдашний человек был бессильным перед властью. Ведь мир советской современности — это мир шпионов и доносчиков, развратников, взяточников, бюрократов, , духовных инвалидов.

Почему Воланда заинтересовали Мастер и Маргарита? Они были не такими, как все. Эти люди не потеряли собственного лица, не растворились в общей серой массе, не уступили правдой души и справедливостью. Мастер не побоялся в обществе, где властвовали репрессии и доносы, писать роман «на запрещенную тему». Этот мотив был рожден тогдашней действительностью.

Ведь Булгаков, автор романа, понимал, что его произведение сможет быть напечатано через несколько десятилетий, в посттоталитарном обществе.

Кого называют Мастером? Почему Маргарита дала возлюбленному это имя? Мастером называют того, кто в какой-то области достиг совершенства.

Маргарита верила в гениальность своего любимого как писателя. В образе Мастера автор показал судьбу художника в тоталитарном обществе. Настоящий художник должен быть над средой, над действиями; их властителем, а не слугой, стремиться к звездам, пройти сквозь все терны и не ошибиться, как Мастер, ведь «рукописи не горят».

А та, которая любила по-настоящему, должна гордо разделить его судьбу.

Роман «Мастер и Маргарита» пережил своего автора. Итак, настоящие шедевры не исчезают, что и утверждает эпиграф урока, а главные герои романа Мастер и Маргарита нашли покой, как и сам Булгаков. На могиле писателя, благодаря любви его жены, был установлен камень с могилы Гоголя. Этот камень — будто перевернутая Голгофа, как напоминание: каждый несет свой крест. У одного он более легкий, у другого — более тяжелый.

И нести его надо, не теряя чувство достоинства, как бы тяжело не было. И этому мы можем поучиться у главных героев романа «Мастер и Маргарита». Как и у самого автора.




Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»