Материнское начало в Прощание с Матерой

В. Распутин — повесть «Прощание с Матерой». «Ника­кое общество… не сможет долго продержаться в силе и здра­вии, если оно откажется от вековых традиций и устоев свое­го народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветрый в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было си­деть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распу­тин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно

провожая в последний путь. Она побелила ее, вы­мыла полы и окна.

С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры.

В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистреби­мости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут унич­тожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писа­теля, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.

Все эти образы символизируют в повести материнское на­чало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подо­рвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой без­жалостного разрушения прошлого или же сохраняя все луч­шее, что есть в старой жизни?

Именно эти проблемы остро поставлены писателем.




Материнское начало в Прощание с Матерой