Мцыри и Демон — высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова

Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях «Демона».

Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее редакции и попутно разработал близкие темы в «Ангеле смерти» и в «Азраили».

В окончательной редакции поэмы Лермонтов определил

место действия — Кавказ. Сюжет произведения наполнен атмосферой народных преданий и обогащен деталями быта. Княжна Тамара стала живым и полнокровным образом. Она поддалась искушению Демона, но ее любовь абсолютно искренняя и самоотверженная, ее страдания заслужены, и она переживает их достойно.

Поэтому искуситель Тамары наказан одиночеством, ему не удалось заполучить ее душу. Жертва Демона возвысилась над ним, и вместо победы ему досталось полное поражение.

В 1839 году Лермонтовым была написана поэма «Мцыри». Внутреннее родство «Демона» и «Мцыри» несомненно. В образе Мцыри также заложены протест,

возражение и мощная сила духа, как и у Демона.

Мцыри тоже стремится вырваться из чуждого ему мира, обрекающего его на одиночество. Хотя, с другой стороны, Мцыри — полная противоположность Демону. Он — обычный человек, которому навязывают угнетающие его общественные отношения. Мцыри окружен не врагами, а наставниками и защитниками, он не борется против них, а просто их не воспринимает. Юноша переживает естественные порывы души: любовь к Родине и к близким людям, стремление к природе, действию и свободе.

Подчиняясь этим порывам, Мцыри убегает из монастыря и погружается в естественную стихию.

«Демон» и «Мцыри» — поистине высочайшие достижения романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. В этих произведениях сложился его особый лермонтовский язык — лирический поток, который полностью захватывает читателя, похожий внешне на импровизацию, где огромная энергия целого покрывает неточности словоупотребления. В более зрелые свои годы Лермонтов все чаще обращался к языку не экспрессивному, а умышленно-неприкрашенному и даже прозаическому.

Именно так написаны многие стихи его последних лет. И при всем при этом, поэту удавалось не ослабить, а, наоборот, усилить драматизм лирической ситуации. Это относится к таким его произведениям, как «Бескид», «Валерик», «Завещание», «На севере диком…» и др.

Творческий опыт Лермонтова, лирика, драматурга и прозаика, наиболее полно сконцентрирован в романе «Герой нашего времени», работа над которым была начата в 1838 году на основе кавказских впечатлений. Роман состоит из серии повестей, которые в итоге становятся одним целым. Автор исследует духовный мир современного героя, постепенно раскрывая его сложный и неоднозначный характер. Поэма «Демон» имеет с романом некоторые общие черты, которые являются частью художественного замысла поэта.

Они оба имеют «вершинную композицию», а биографии героев возникают лишь в кульминационные моменты, что придает образам особую таинственность.




Мцыри и Демон — высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова