Мелкопоместное дворянство Гоголя

Среди наших писателей — классиков Гоголь является одной из характернейших фигур, с наибольшей убедительностью доказавших тот факт, что писатель служит не только выразителем выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее. По своему происхождению, по своим кровным связям Гоголь был выходцем из мелкопоместного дворянства с его серой, будничной жизнью, насквозь погрязшей в повседневных личных интересах. От самого Гоголя мы знаем, что это была за жизнь.

В ней «ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик,

за плетень сада, наполненного яблоками и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиной и грушами», как пишет он в своей повести «Старосветские помещики».

Окунувшись в эту жизнь, «отказываешься от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь». Эта низменная жизнь покоилась на крепостном праве и православной религиозности, строго соблюдавшей обряды церкви. И хотя близкие Гоголю люди, повидимому, не особенно притесняли своих крепостных, все же незыблимость крепостного права была основой их материального

благополучия и социальной природы. Однако над этим мирным патриархальным бытом уже нависла угроза его гибели. В жизни своих старосветских помещиков Гоголь отмечает признаки неблагополучия и прежде всего разложения их хозяйства.

И это вполне понятно. Капитализм уже властно стучался в двери помещичьего рабского хозяйства. Целый ряд помещиков стал вводить улучшенные приемы ведения хозяйства — многополье, травосеяние. Появляются впервые русские фабрики с паровыми двигателями, возрастает ввоз иностранных машин, увеличивается вывоз хлопчатобумажных тканей в азиатские страны. Крепостное хозяйство дает трещины, и сквозь них пробиваются ростки производственного капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

В этих условия рабский труд стал преграждающей плотиной на пути дальнейшего развития страны. «Крестьянский вопрос,- пишет Рожков,- выдвигался жизнью. Освобождение крестьян назревало, было неизбежно». Однако все эти явления еще не носили характера коренной перестройки. Хозяйственная база общественных перемен «знаменовала собой и основывала пока только лишь значительный, вполне заметный уже надлом в старых крепостных хозяйственных связях и отношениях — подготовку позднейшего более значительного изменения, настоящего перелома».

И в соответствии с этим изменялись общественные отношения, перерождался помещичье — дворянский класс. Вот в этой сложной обстановке росло и зрело миросозерцание Гоголя, целиком отразившееся в его творчестве.




Мелкопоместное дворянство Гоголя