Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
Полный смысл заголовка повести «Тьма в конце туннеля» формируется постепенно, в связи с чем и может быть осознан во всем объеме не только в своей материально закрепленной, упреждающей текст позиции, а только и исключительно на выходе из этого текста. Заголовок может выполнить свое назначение в двух вариантах: заглавие — символ и заглавие — цитата. Символика слова «тьма» весьма противоречива: это не только невежество, зло, но это еще и зарождающаяся жизнь — тьма Земли, из которой прорастает семя.
Тьма предшествует свету,
Нагибин конкретизирует цвет с помощью сравнений тьма сравнивается со светом, а человеческий разум с лабиринтом. Необходимо лишь найти выход к свету, пускай даже через тьму невежества и предрассудков.
Концовка литературного произведения — это
Сюжетной канвой повести «Тьма в конце туннеля» стал автобиографический парадокс : всю жизнь герой повести Петр Калитин прожил, считая себя наполовину евреем, и вдруг он узнает о том, что его настоящим отцом был другой человек — русский, расстрелянный за участие в крестьянском восстании.
Попытка героя дожить оставшееся ему время «без комплексов», сознавая себя исконно русским человеком, была обречена на провал, ибо герой повести, как и герой библейской легенды «Вечный Жид», так и не нашел покоя своему разуму, который требовал от Петра Калитина ответа на вопрос — почему все это с ним произошло?
Нагибин использует в своей повести «Тьма в конце туннеля» библейские сюжеты о «Вечном Жиде» и о «Вавилонском столпотворении». Эти сюжеты подкреплены устойчивым мотивом — это мотив дороги, который семантически неоднозначен. Это и символ пути внутреннего развития Петра Калитина; посредством мотива дороги выражается концепция исторического пути русского народа.
Сюжет и фабула в повести совпадают. Несмотря на то, что сюжет повести обнаруживает и впрямую воссоздает жизненные противоречия главного героя, в повести событийный ряд как бы уходит в подтекст, изображение событий уступает место воссозданию впечатлений, раздумий и переживаний Петра Калитина.
Нагибина интересует не столько сосредоточенность главного героя на своих частных, локальных целях, сколько само состояние человеческого мира в его сложности, многоплановости и неизбывной, устойчивой конфликтности. Петр Калитин, обретя новый облик, соотносит себя с окружающей его дисгармоничной реальностью как ее звено и участник, он сосредоточен на задачах познания мира и своего места в нем, стремясь обрести согласие с самим собой и приблизиться к нравственному совершенству.
Нагибин находится как бы над автобиографическим материалом, что и показано в композиции повести. Петр Калитин уже в прологе произведения узнает разгадку своей тайны. Композиция отчасти несет в себе разрешение того напряжения, которое было присуще всем событиям, происходившим в жизни главного героя, но при этом автор столь сильно и эмоционально переживает за своего героя, что не может оставить читателя равнодушным.
Нагибин утверждал, что «читатель не любит, чтобы ему не доверяли, подсовывали готовые решения, что он сам хочет в тишине своего сердца пережить прочитанное.
Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина